Светлана Ступина
Технологические карты организованной учебной деятельности в рамках кружка по ИЗО деятельности (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: натюрморт «Овощи» 1-е занятие
Цель: Учить детей рисовать овощи округлой и удлиненной формы. Учить располагать предметы, составлять композицию. Развивать умение сравнивать нарисованное с действительными предметами. Воспитывать аккуратность в работе. Активизировать словарь: натюрморт.
Публикация «Технологические карты организованной учебной деятельности в рамках кружка по ИЗО деятельности (старшая группа)» размещена в разделах
Материал: Акварель, ватмана, толстая кисть, овощи: помидор и огурец.
Предварительная работа: Беседы с детьми об овощах, дидактические игры, рассматривание формы и цвета.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный Приходит в гости Королева Кисточка, здоровается с детьми и предлагает вспомнить овощи, которые летом выросли на грядке. Показывает принесенные с собой огурец и помидор, рассматривает вместе с детьми. Предлагает нарисовать овощи. Дети здороваются, отвечают на вопросы и соглашаются нарисовать овощи.
Организационно-поисковый Воспитатель обращает внимание детей на форму овощей, их размеры. Предлагает детям сначала продумать, как они расположат овощи на листе, и только затем уже приступать к рисованию.
Далее педагог предлагает детям взять необходимую краску и приступать к рисованию.
Воспитатель ходит между столов и корректирует действия детей, что-то подсказывая или направляя.
Некоторым детям по необходимости можно предложить более близко рассмотреть муляжи овощей. Дети внимательно слушают и представляют расположение овощей вслух.
Дети начинают работу.
Дети рассматривают муляжи.
Рефлексивно-корригирующий По окончанию работы педагог предлагает детям выложить дорожку из рисунков, рассмотреть их и выбрать наиболее красивые. Дети выкладывают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – как правильно рисовать форму предметов округлой и круглой формы; Иметь – представление о правильном расположении предметов на листе; Уметь – рисовать предметы с натуры.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Овощи» 2-е занятие
Цель: Учить детей в рисунке передавать объем предметов с помощью светлых и темных пятен (света и тени). Продолжать учить смешивать краски, получая оттенки. Развивать умение доводить начатое дело до конца, получая удовлетворение от работы. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: Толстая и тонкая кисти, гуашь, палитра, овощи.
Предварительная работа: Рассматривание в группе картины художников, составление рассказов «О чем могут рассказать предметы».
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность педагога Действия детей
Мотивационно-побудительный Входит Королева Кисточка, здоровается и говорит, что сегодня хочет показать детям как правильно рисовать овощи. Дети соглашаются.
Организационно-поисковый Воспитатель предлагает детям взять палитру, черную краску и смешать ее с белой до серого цвета. Затем нанести серую краску, формируя из нее тень.
Затем воспитатель предлагает нарисовать тень на бочках огурца и помидора. Для этого необходимо смешать красную с белой и зеленую с белой : нанести их на нарисованные овощи для оттенения их. Дети внимательно слушают и повторяют.
Дети повторяют действия за воспитателем.
Рефлексивно-корригирующий После окончания работы воспитатель предлагает детям сделать дорожку из рисунков и выбрать самый красивый из них. Дети выкладывают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – как правильно смешивать краски для получения желаемого тона; Иметь – представление о правильном нанесении теней на предметы; Уметь – доводить начатое дело до конц
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Сказка о дереве»
Цель: Учить детей разными способами рисовать одно дерево. Продолжать учить закреплять знакомые приемы (примакивания). Развивать наблюдательность и творческие способности.
Материал: Гуашь, 3 набора кистей, лист в форме книжки, таблица.
Предварительная работа: Наблюдения за деревьями, отметить, что одно дерево может меняться от состояния погоды, от времени года.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность педагога Действия детей
Мотивационно-побудительный Вначале педагог рассказывает сказку о художнике и волшебном саду, в котором росли чудесные деревья. Но однажды ураган поломал все деревья и они погибли. Педагог предлагает детям помочь художнику и создать еще более красивый сад. Дети внимательно слушают и соглашаются.
Организационно-поисковый Педагог предлагает детям сложить лист вчетверо – получили 4 листика. На них дети и будут рисовать деревья: вначале выросло семечко, затем появилась крона, крона стала пушистой, подул ветер-крона растрепалась, как ежик, деревце стало толще и крона уже на каждой ветке, сильный ураган согнул деревце и его веточки, дерево заснуло ночью (синие, зеленые и черные листья) и у него зеленая тень. Напоследок педагог предлагает детям пофантазировать и нарисовать свое сказочное дерево. Дети внимательно выслушивают, рассматривают образец (таблицу) и приступают к работе.
Рефлексивно-корригирующий По окончанию работы воспитатель предлагает выложить дорожку из рисунков и выбрать самые красивые. Дети выкладывают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – как разными способами рисовать одно дерево; Иметь – представление о том, как деревья меняются от изменения погоды; Уметь – наблюдать за погодой и делать правильные выводы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Экскурсия в лес»
Цель: Учить детей передавать характер дерева знакомыми способами, выделяя характерные особенности ствола, расположение ветвей, листьев. Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: Гуашь, альбомный лист, кисть толстая и тонкая, иллюстрации деревьев разных пород, листья, ветки сосны и ели.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог предлагает детям совершить прогулку в лес и внимательно рассмотреть деревья: березу, тополь, клен, дуб, ель. Рисуем тропинку в лесу зеленого цвета. Дети соглашаются.
Организационно-поисковый Затем рисуем ствол березы: в белую добавляем немного желтой и рисуем. Затем карманы на стволе: черные полосочки. Крона в виде листа березы зеленого цвета, а внутри желтая. Затем прорисовываем тонкие черные веточки. Тополь: коричневый ствол, ветки смотрят вверх, есть толстые и тонкие. Крона – методом примакивания желтого, зеленого, красного цвета. Клен: такой же как у тополя ствол, только веточки смотрят в разные стороны, как у кленового листа. Крона – путем примакивания желтого и красного цвета. Дуб коричневый ствол большого размера, ветки тоже массивные, а крону делаем зеленой вокруг каждой толстой ветки. Ель: тонкий ствол и на нем юбочки-веточки, на которых прорисованы иголочки. Дети внимательно наблюдают за действиями педагога, а затем рисуют сами.
Рефлексивно-корригирующий Предлагает выложить дорожку и выбрать рисунки. Выкладывают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – как правильно изображать кроны разных пород дерева; Иметь - представление о смешивании цветов; Уметь – правильно располагать деревья вдоль тропинки.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Дождливый день» 1-е занятие
Цель: Учить детей рисовать по -мокрому. Продолжать учить смешивать краски, отображать в рисунке состояние погоды в хмурый день золотой осени. Продолжать видеть красоту перехода одной краски в другую.
Материал: ватмана, акварель, губки, иллюстрации осенних пейзажей
Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций и картин об осени.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный Расспросить детей о том, как выглядит осенний дождливый день. Предложить самим нарисовать хмурое небо и яркую землю. Дети отвечают и соглашаются.
Организационно-поисковый Для начала педагог предлагает путем разбрызгивания рукой нанести на лист капли воды и разгладить их на листе. Затем надо начертить линию горизонта желтой краской. Небо необходимо рисовать в холодных тонах – черный, синий, фиолетовый, можно добавить немного красного. Волнообразными кругами расположить краски на фоне неба. Землю осенью надо рисовать в ярких тонах – красных, желтых, зеленых, оранжевых. Располагать так же как и небо – волнообразными круговыми движениями. Дети внимательно слушают, наблюдают за действиями педагога и затем повторяют работу самостоятельно.
Рефлексивно-корригирующий По окончанию работы педагог предлагает детям выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые. Дети выкладывают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – какие краски холодных и теплых тонов; Иметь – представление о том, как передавать настроение посредством рисования; Уметь – видеть красоту перехода одной краски в другую.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Дождливый день» 2-е занятие
Цель: Учить отображать в рисунке впечатления об окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка.
Материал: ватмана, гуашь, толстая и тонкая кисть, Левитан «Золотая осень»
Предварительная работа: Наблюдения за деревьями, обратить внимание на расположение веток, на цвет коры, на форму листа и кроны.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог напоминает детям, что они рисовали на прошлом занятии. Затем рассказывает о том, что существует задний и передний план. На заднем предметы кажутся меньше,а на переднем – большие. Дети внимательно слушают и запоминают.
Организационно-поисковый Затем педагог предлагает нарисовать на заднем плане деревеньку (несколько домиков- избушек) и тропинку (речку). А на переднем плане – деревья с осенней летящей листвой, которые наклонились от ветра.
Педагог предлагает нарисовать дождик – холодный, осенний, косой. Для этого он раздает детям восковые мелки белого цвета. Дождик тоже наклонился от ветра и побежал через весь листок – через деревья, дома, тропинку, листья. Дети старательно повторяют рисунок за педагогом.
Дети рисуют дождик.
Рефлексивно-корригирующий По окончанию педагог предлагает выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее удачные. Дети выкладывают и выбирают.
Ожидаемый результат: Знать – как отразить в рисунке впечатления от окружающего мира; Иметь – представление о переднем и заднем плане; Уметь – строить полноценную композицию рисунка.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Лист клёна»
Цель: Учить детей рисовать кленовый лист, заполняя форму приёмом вливания цвета. Развивать чувство цвета, композиционные навыки, наблюдательность. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: Восковые мелки, акварель, толстая кисть, кленовые листья.
Предварительная работа: Наблюдения за кленовыми листьями. Игра «На что похоже?», «Почему он такой красивый?»
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог предлагает детям рассмотреть листья клена и обращает внимание на его особенности – резные уголки, необычный цвет. Предлагает самим нарисовать листочки клена. Дети рассматривают и соглашаются.
Организационно-поисковый Педагог предлагает нарисовать точку, из которой медленно вырастает прямая стрелочка (восковым мелком). Затем посередине прорисовываем еще две стрелочки, идущие в стороны. И напоследок рисуем нижние стрелочки. Затем соединяем их паутинкой из воланчиков – паучок побегал по стрелкам. Уточняем у детей: что получилось?
Затем рассказываем, что листик необходимо закрасить в разные осенние цвета и предлагаем приступить к работе. Дети внимательно наблюдают за действиями педагога.
Выполняют самостоятельную работу.
Рефлексивно-корригирующий По окончанию работы педагог предлагает выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые. Дети выкладывают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат : Знать – как выглядит кленовый лист; Иметь – представление о рисовании самого кленового листа; Уметь – заполнять краской весь лист целик
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Золотой петушок»
Цель: Учить детей рисовать петушка. Передавать его в движении изменением положения головы, хвоста, ног. Развивать творческие способности детей. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: Альбомный лист, гуашь, толстая и тонкая кисти, таблица.
Предварительная работа: Чтение сказок о петушке, рассматривание иллюстраций, беседа о повадках домашних птиц.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог предлагает детям нарисовать золотого петушка из сказки. Напоминает о том, где дети могли читать и слышать о нём. Рассказывает, из чего состоит петушок – голова, туловище, клюв, ноги, хвостик. Раздает детям листки, разделенные пополам. Дети внимательно слушают и соглашаются.
Организационно-поисковый Для начала педагог рисует овал – туловище и круг – голову желтой краской. Затем соединяет их полосками красной и синей краски – шея; подрисовывает к головке клюв и гребешок,а затем хвост и ноги. Спрашивает у детей, как можно нарисовать сидящего петушка (без ног, клюющего (головка наклонена вниз, летящего (расправлены крылышки, бегущего (голова и туловище на одном уровне, хвост – прямо). Предлагает детям на 2ой части листа самостоятельно нарисовать петушка по желанию. Дети наблюдают за действиями воспитателя и повторяют его действия.
Самостоятельная работа.
Рефлексивно-корригирующий По окончанию работы педагог предлагает детям выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые. Дети выкладывают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – из каких частей тела состоит петушок; Иметь – представление о том, как рисовать силуэт птицы; Уметь – передавать петушка в движении.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Сказка «Умей обождать» 1-е занятие.
Цель: Учить заполнять лист цветом, рисуя задний план в светлых тонах, а передний – в ярких. Учить использовать цвет как средство передачи настроения. Закреплять знания о художниках – иллюстраторах.
Материал: Гуашь, толстая и тонкая кисти, таблица, 14 ватмана.
Предварительная работа: Чтение сказки «Умей обождать», рассматривание иллюстраций, провести беседу о художниках-иллюстраторах.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог читает сказку «Умей обождать». Задает детям вопросы о том, что и как делал петушок. Что было правильно, а что –нет. Предлагает зарисовать петушка-хулигана на листе бумаги. Дети слушают, отвечают на вопросы, соглашаются.
Организационно-поисковый Для начала педагог рисует линию горизонта и раскрашивает небо и землю. Затем предлагает детям три варианта – три истории петушка: на переднем плане изобразить либо куст смородины, либо большую лужу, либо ледяной пруд. Рассказ сопровождается показом действий педагога. Дети наблюдают за действиями педагога и выбирают для рисования наиболее понравившуюся историю петушка.
Рефлексивно-корригирующий В конце педагог предлагает выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее удачные истории в рисунке. Дети выкладывают и выбирают.
Ожидаемый результат: Знать – как зарисовывается задний и передний план; Иметь – представление о том, как изображать фигуру в движении; Уметь – использовать цвет как средство передачи настроения.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: Сказка «Умей обождать» 2-е занятие
Цель: Учить детей предавать характеры главных героев с помощью цвета и формы, изображая их в движении. Продолжать учить создавать выразительную композицию, совершенствовать технические навыки.
Материал: Гуашь, толстая и тонкая кисти, таблицы, книжка-сказка.
Предварительная работа: чтение сказки «Умей обождать», рассматривание иллюстраций, беседа о художниках-иллюстраторах.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность педагога Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог напоминает сказку и о том, что рисовали на прошлом занятии. Спрашивает, что дети узнали нового и интересного. Дети слушают и отвечают на вопросы.
Организационно-поисковый Педагог предлагает продолжить работу и показывает детям, что нужно нарисовать на одной из трех выбранных картинок. Напоминает детям, как рисовать петушка в движении и в различных ситуациях. Проходит между столами и тихонько подсказывает детям, как правильно изобразить петушка или нанести краску. Отвечают на вопросы и выбирают картинку, которую будут зарисовывать.
Самостоятельная работа.
Рефлексивно-корригирующий По окончанию предлагает детям выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые. Дети выбирают и выкладывают.
Ожидаемый результат : Знать – как рисовать петушка в движении; Иметь – представление о расположении предметов на заднем и переднем плане; Уметь – видеть картину в целом и изображать её.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: натюрморт «Комнатное растение» 1-е занятие
Цель: Вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом. Учить детей передавать форму цветочного горшка. Развивать композиционные умения и наблюдательность.
Материал: ватмана, гуашь, толстая и тонкая кисти, репродукции, комнатное растение, ткань, палитра.
Предварительная работа: Рассматривание в группе репродукций картин.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность педагога Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог предлагает детям рассмотреть комнатное растение и самим нарисовать его. Для этого используется показ и наглядный пример. Дети слушают и соглашаются.
Организационно-поисковый Вначале дети рисуют цветными мелками границу стола и фона. Затем чертят высоту от точки до точки – это будет высота цветочного горшка и самого цветка. На линии высоты определяется высота горшка, затем ставятся 2 точки сверху – пошире и 2 точки снизу – поуже. Получается горшок в виде трапеции. Затем закрашиваем фон – желтой краской, стол – красной, а сам горшок в собственный цвет. Наблюдают за действиями педагога.
Самостоятельная работа.
Рефлексивно-корригирующий Педагог предлагает детям выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые. Дети выкладывают и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – как правильно тонировать части листа; Иметь – представление об изображении комнатного растения; Уметь – переносить увиденное на бумагу.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: натюрморт «Комнатное растение» 2-е занятие
Цель: Учить детей цветом передавать свет и тень на предметах. Развивать композиционные умения в построении натюрморта. Закрепить представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности.
Материал: Тот же
Предварительная работа: Та же.
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность педагога Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог вносит в группу растение сансевьера (Щучий хвост) и ставит его перед детьми. Спрашивает о том, что они рисовали на прошлом занятии и предлагает нарисовать листья растения с натуры. Дети слушают, рассматривают и соглашаются
Организационно-поисковый Затем педагог обращает внимание на размер и форму листьев сансевьеры, ее расцветку. Показывает на образце, как нужно вначале изобразить остроугольную и высокую форму, затем тщательно закрасить листья в зелен цвет. Количество и форма листа должны соответствовать тем, что растут на настоящем растении. Далее педагог показывает, как изобразить расцветку листьев – смешать зеленую и белую (салатовый) и затем нанести на листья поперечные волнистые линии. Дети наблюдают за действиями педагога и запоминают их.
Самостоятельная работа.
Рефлексивно-корригирующий Предлагает выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые. Дети выкладывают и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – как правильно рисовать с натуры; Иметь -представление о предмете рисования; Уметь – аккуратно и четко наносить краску.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(старшая группа).
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Дома»
Цель: Учить детей рисовать дома: деревянные, многоэтажные разными способами, обращать внимание на то, какие дома вдалеке, вблизи. Развивать у детей наблюдательность, творчество.
Материал: Альбомный лист, толстая и тонкая кисти, таблицы, схемы.
Предварительная работа: Наблюдения за улицей города, домами, транспортом, беседы на тему «Наш город».
Педагог: Ступина С. В
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный Педагог интересуется, какие дома стоят на улице, где живут дети. Чем отличаются дома деревенские от городских. Предлагает нарисовать улицу деревенскую с проселочной дорогой и улицу городскую на асфальте. Дети отвечают на вопросы и соглашаются.
Организационно-поисковый Для начала педагог объясняет как выглядит улица деревенская – проселочная дорога изгибом, а на ней стоят деревянные одноэтажные дома, можно нарисовать отдельно бревна в стене. Затем рисуют дома городские: 1ый дом прямоугольный, с горизонтальными полосками-окнами, 2ой дом прямоугольный с вертикальными полосками-окнами и 3ий дом большой, тоже прямоугольный, но уже с подьездами, окнами над ними и квадратными окошками с балконами. Дети рисуют деревенский дом.
Дети рисуют городские дома.
Рефлексивно-корригирующий Педагог предлагает детям выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые. Дети выкладывают и выбирают.
Ожидаемый результат: Знать – отличие городского и деревенского дома; Иметь – представление о разнообразном изображении многоэтажных домов; Уметь – изображать улицу, на которой ребенок живет.