Татьяна Васильчук
Применение нейротренажеров и кинезиологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Применение нейротренажеров и кинезиологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Васильчук Татьяна Ивановна
учитель-логопед, Детский сад № 48 «Вишенка»,
Россия, г. Белгород
Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с тяжелыми нарушениями речи. Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, артикуляционная моторика, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии, расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.
Публикация «Применение нейротренажеров и кинезиологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Также у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются: в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в затруднениях динамической и статической организации двигательного акта; в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; в снижение двигательной памяти и самоконтроля; в замедленности, застревании на одной позе.
Часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц.
Перед специалистами стоит задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи, позволяла бы в игровой форме формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. Одним из таких методов является развитие межполушарного взаимодействия: нейротренажеры и кинезиология.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Нейротренажеры и кинезиология, которая и развивает с помощью рук межполушарное взаимодействие, относится к здоровьесберегающей технологии.
Основными признаками тяжёлого недоразвития речи в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа. При обследовании артикуляционной моторики выявляются неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата, наличие содружественных движений, парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка, что обусловливает проявление минимальных дизартрических нарушений.
Специалисты (Е. И. Аркин [3], Н. А. Берштейн [4]) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию речи.
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Таким образом, нейротренажеры и кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Основная цель применения кинезиологических упражнений с детьми с тяжелыми нарушениями речи - это активизация развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Стимулировать речевую активность детей; - Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
В своей работе мы используем комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, мы разделили их условно на три функциональных блока:
1 блок. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
2 блок. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
3 блок. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Для выстраивания визуальной, ритмической и логической последовательности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи мы использовали визуально - ритмический круг и визуально – ритмическую парковку.
На первом этапе работу начинали сначала с горизонтального ряда - «Парковки», а на втором этапе переходить на работу с «Ритмическим кругом». При работе с «Ритмическим кругом» задания выполняли по часовой стрелке и против часовой стрелки. Начало последовательности выделяли цветом или стрелкой.
Визуально - ритмический круг и парковку мы использовали для:
- развития чувства ритма;
- развития слухового, зрительного и пространственного восприятия;
- развития мелкой моторики;
- развития фонематического слуха;
- развития связной речи,
- автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;
- коррекции слоговой структуры слова;
- запуска речи.
Следует отметить, что регулярное использование нейротренажеров и кинезиологии в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Список литературы
1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями - Ростов-на Дону. : Феникс, 2016. – 45 с.
2. Анохин П. К. Жизнь, деятельность и научная школа - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1949. - 403 с.
3. Аркин Е. А. О физическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1947. – №5. – С. 22-26.
4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности – М. : Наука 1966. - 349с.