Будникова Анжела
Применение нейроигр в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время активно используется нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы с речью.
Этот подход основан на современных исследованиях в области физиологии и нейропсихологии, а также на опыте специалистов в области логопедии.
Эффективность нейроигр заключается в том, что они являются не только увлекательным развлечением, но и способствуют улучшению когнитивных функций ребёнка.
Применение нейроигр помогает улучшить все психические процессы, такие как внимание, память, мышление и речь. Также они способствуют развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Благодаря нейроиграм улучшается мозговое кровообращение, формируются новые нейронные связи в коре головного мозга, что приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности и снижению конфликтности и возбудимости.
Цель использования нейроигр в логопедии — создать условия для интеллектуального и психомоторного развития детей.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений можно решить следующие задачи:
научить ребёнка чувствовать своё тело и пространство вокруг;
развить зрительно-моторную координацию;
улучшить слуховое и зрительное внимание;
научить ребёнка последовательно выполнять действия, разбивая их на более мелкие задачи.
У детей с речевыми нарушениями часто наблюдается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей могут быть трудными и утомительными.
Использование инновационных технологий в логопедической практике является эффективным дополнением к традиционным методам и методикам.
Логопедия, находясь на стыке педагогики, психологии и медицины, также использует наиболее эффективные методы и приёмы смежных наук, которые ранее не были характерны для этой области. Эти методы не рассматриваются как самостоятельные, а становятся частью традиционных, проверенных временем технологий.
Для успешного обучения и развития ребёнка в школе важно обеспечить полноценное развитие межполушарного взаимодействия в дошкольном возрасте.
Нейропсихологические упражнения способствуют развитию мозолистого тела, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, а также облегчают процесс чтения и письма.
При подготовке детей к школе необходимо уделять особое внимание развитию мозолистого тела, так как его нарушение может исказить познавательную деятельность ребёнка.
Начинать выполнение упражнений для мозга следует в среднем дошкольном возрасте, примерно в 4–5 лет. В 5–6 лет можно предложить более сложные упражнения, учитывающие возрастные особенности ребёнка.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые я использую в своей работе.
Игры и упражнения на разнотипное согласование движений рук.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.
Игра «Колечки».
Это простое и знакомое всем упражнение, в котором нужно поочерёдно соединять и разъединять пальцы рук с большим пальцем, образуя кольца, и произносить слоги с отрабатываемым звуком. Если нужно дифференцировать звуки, то используются две руки и произносятся слоги с этими звуками.
Игра «Кулак-ребро-ладонь».
Я использую эту игру для развития фонематического восприятия или для дифференциации звуков. Например, если нужно услышать звук Ш, то нужно ставить кулак, если звук С — ребро, а если звук Р — кулак, то ладонь и т. д.
Игра «Испытания язычка».
Ребёнок делает из пальчиков «класс», произносит пары звуков (с – ш, следуя по дорожке и поворачивая руку пальчиком вниз или вверх в зависимости от звука. Аналогично выполняется упражнение со слогами.
Для автоматизации звуков я использую нейрокарточки «Смотри и повторяй». Это игра с переключением, в которой ребёнок должен рассмотреть картинку, назвать её и выбрать соответствующую позу руки. Такие же карточки я использую для дифференциации смешиваемых звуков.
Детям нравятся такие игры, как «Веселый цветок», «Веселые краски» и «Умный тренажер».
«Веселый цветок». Перед ребёнком игровое поле с двумя нарисованными одинаковыми цветками. Взрослый выкладывает карточку с изображением картинок для автоматизации поставленного звука. Ребёнок называет слово и нажимает двумя пальчиками на лепестки нужного цвета.
«Веселые краски». Ребёнок называет слово и нажимает двумя пальчиками на краски нужного цвета.
«Умный тренажер». Перед ребёнком игровое поле с заданием. Он двигается по стрелочкам одновременно двумя пальчиками, называя цвет и картинку под каждой линией.
Кинезиологические таблицы на дифференциацию оппозиционных звуков.
Ребёнок кладёт ладони на стол и чётко называет картинки в таблице. Если под картинкой стрелка направлена вправо, он ударяет по столу правой ладонью, если влево — левой, а если в обе стороны — двумя руками.
Можно подсказать ребёнку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р, стрелка направлена вправо, а под картинками со звуком Л — влево. Но если в слове есть оба звука, то стрелка направлена в обе стороны.