Наталья Ломакина
Применение мнемотехники в обучении детей выразительному чтению
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный, механический характер. Так же у большинства детей в этом периоде преобладает образная память (это могут быть зрительные, обонятельные, слуховые и другие образы восприятия). При обучении детей, наряду с общепринятыми методиками вполне обосновано использование творческих и инновационных методик, что является эффективным способом для запоминания. В связи с тем, что ребёнок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление, очень важна яркая и необычная подача информации. За счёт использования приёмов мнемотехники можно не только ускорить и облегчить процесс запоминания у детей, но и увеличить объём памяти. Так как возникают дополнительные ассоциации. Мнемотехника в дошкольном учреждении обычно осваивается на простых примерах. Можно её представить в виде трёхкомпонентной структуры, где она начинается от простого, заканчиваясь сложным:
Публикация «Применение мнемотехники в обучении детей выразительному чтению» размещена в разделах
мнемоквадраты – это изображения, которые обозначают oдно слово,
словосочетание, его характеристики или простое предложение.
мнемодорожки – это уже квадрат из четырёх картинок, по которым можно
составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения или короткое стихотворение.
мнемотаблицы - это схематические изображения основных звеньев, по которым можно запомнить и пересказать рассказ, а так же воспроизвести стихотворение. Кто может составлять мнемотаблицы? В первую очередь это педагоги для занятий и так же родители. К тому же, можно подключить и ребёнка к этому процессу. Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, визуализацию образов, но и на фантазию ребёнка.
Существует ряд требований, применяемый к моделям мнемотехники. Они должны:
- быть простыми для восприятия и доступными для создания и действия с ними;
- ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены при помощи мнемотехники;
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет.
Если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Мнемотаблицы - схемы можно использовать не только для обучения детей
выразительному чтению наизусть, но и для:
• ознакомления детей с окружающим миром;
• при обучении составлению рассказов;
• для обогащения словарного запаса;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при пересказах художественной литературы;
• при обучении составу числа;
• при воспитании навыков самообслуживания;
• при воспитании культурно - гигиенических навыков;
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, использование опорных рисунков для разностороннего обучения увлекает дошколят, превращает занятие в игру, что, в свою очередь, значительно сокращает время обучения детей. Используя мнемотехники можно развить зрительную память, внимание, а так же мышление и связную речь у детей. При прослушивании произведения, сопровождающегося просмотром рисунков, у ребёнка возникает зрительный образ,
который позволяет значительно быстрее запомнить текст.