Сухорукова Анастасия Владимировна
Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.
Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.
Публикация «Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком у которого стоит диагноз СДВГ.
При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весемое дополнение я использовала нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание методы применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи решаемые в рамках этих направлений.
В нейропсихологии :
• развитие ВПФ.
• обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие,
• нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.
• обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.
• обеспечение качественного, процессуального анализа симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.
В кинезиологии :
• Образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция – все это методы использующие движения, это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Это конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.
Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции.
Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3 компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.
• Первичный дефект – нарушение функции непосредственно связанное с пострадавшим участком мозга.
• Вторичный дефект – системное следствие первичного.
• Третичный дефект – компенсаторные перестройки (позитивные и негативные).
В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом :
1. Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга - трудности вхождения в задание, ориентировки, планирования, концентрации, удержание программы.
2. Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического характера из-за невнимательности, инертности.
3. Нарушения поведения – роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек.
Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях.
I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)
II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)
III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)
Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков.
Согласно этой концепции нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т. д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ.
Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы :
-Развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные движения («Прыжки на месте с одновременными движениями», «Я хороший», «Топор-пила», перенос поз, визуализация («Визуализация Водопада», «Воспроизведение ощущений» и т. д.).
-Модально-неспецифические (дыхательные упражнения («Ветер», «Шарик», «Вни-и-и-и-з», растяжки («Солнышко», «Струнка», «Кобра», релаксация («Игра с песком», «Выключалочка», массаж и самомассаж, развитие чувства ритма( «Отработка ритмов»).
-Модально-специфические (развитие зрительного, аудиального, тактильного гнозиса).
-Кинетический (развитие динамических процессов) и кинестетический (вестибулярно-моторные («Упражнения на мячах», «Прыжочки», «Цифры», «Слепой мешочек»)и сенсомоторные взаимодействия(«Восьмерки», «Крылья»).
- Произвольность и непроизвольность регуляции, самоконтроля, элиминации агрессивности – примеры упражнений (кричалки-шепталки-молчалки, «Говори», «Каратист» и т. д.).
- Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.
Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.
Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.