Стародубова
Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современных учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Публикация «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми» размещена в разделах
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Задачи:
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
3. Приоритет личностных отношений.
4. Индивидуальный подход к воспитанникам.
Формы организации:
1. Игры, занятия, спортивные досуги.
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3. Упражнения, игры, гимнастика, массаж.
4. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.
2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения)
Основой личностно ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Поэтому позиция педагога по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания дисциплины в группе).
Можно использовать следующие приемы личностно-ориентированного подхода.
Прием «Дежурство по тишине».
Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т. д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать)
2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.
Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т. д.)
Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).
Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Наблюдения за детьми в процессе дня помогают лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как можно помочь ему, если это требуется. Применяя индивидуально- дифференцированный подход, можно разделить воспитанников на условные группы с учетом особенностей развития психических процессов, с учетом состояния здоровья детей, степенью освоения программного материала, интереса к изучению нового. В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность построить индивидуальный образовательный маршрут воспитанников.
Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда должна быть вариативна, динамична и трансформируема, постоянно обновляется в соответствии с планированием. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.
Каждый ребенок группы должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится (творчеством, игрой, познавательной деятельностью и т. д.).
Задачей воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности. Использование различных форм организации детской деятельности, дает положительные результаты для этого. Например некоторые из них : одна из форм взаимодействия педагога с детьми - это «детское коллекционирование» «детское собирательство» разнообразные предметы- накопители камешки, ракушки, киндер сюрпризы, мягкие игрушки, сувениры, магнитики и т. д Создание коллекций дает детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них. Дети совместно с педагогом систематизируют и изучают «собираемое». Собранные экспонаты коллекций распределяются по темам, их можно поместить в контейнеры и ставить на полку в свободном доступе: дети их могут брать и пополнять новыми экспонатами.
Популярной формой работы в ДОУ стали конкурсы и выставки детского творчества. Они помогают развивать в детях творческие способности, удовлетворить способность в самовыражение. В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои поделки, рисунки, выполненные в детском саду или дома.
Неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку является раскрытие его индивидуальных способностей, талантов. Поэтому различные кружки, секции уже давно являются неотъемлемой частью одной из форм организации деятельности ребенка в ДОУ.
Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает личную самооценку.
Конечно, каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.
Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.
Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми :
Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
-необходимо общаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, приобнимать.
- стремиться установить доверительные отношения, проявляя внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;
- слушать детей внимательно и с уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;
- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;
- знакомя детей друг с другом, называю их имена, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;
- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и криков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.
Работая с детьми нужно знать следующие правила:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться.
- служить примером спокойного общения : разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
Воспитательно - образовательный процесс выстраивать таким образом:
- в ходе организованной образовательной деятельности учитывать возрастные возможности и интересы детей;
- организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;
- обучение проводить в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но не принимаю всю инициативу на себя;
- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- в ходе совместной игры или образовательной деятельности находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
- организовать совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
- стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
- помогать наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;
- увлекать поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;
- проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
- помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;
- организовать совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:
- предоставлять детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;
- обращаться к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
- поощрять высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т. д.);
- пользоваться поощрением, поддержкой чтобы не формировать у
малыша неуверенности в своих силах;
- не прибегать к физическим наказаниям или к другим негативным
дисциплинарным методам, которые обижают или унижают ребенка, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его, а в случае неудачи дать малышу побыть одному.
- после разрешения конфликта ласково обнимать малыша, выражать уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
Формировать положительное отношение к сверстникам:
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;
- привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять
проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;
- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создавать
условия для их принятия сверстниками;
- чутко относиться к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия.
Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:
- в ходе режимных процедур терпимо относиться к затруднениям детей: позволять им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка;
-указывать на ошибки детей, но делать это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
- контролирую усвоение материала, учитывая такие особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него переживаний;
- предоставлять детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:
во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности обращаться к ребенку по имени, смотреть ему в глаза, вести себя заинтересованно и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;
- поддерживать положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
-чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
- порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности;
- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;
-отмечать новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращать внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными
- намеренно создать ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;
- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.
Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:
- создавать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;
- обращать внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;
- побуждать к развертыванию игры : обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;
- в качестве непосредственного участника игры предлагать образцы различных игровых действий : кормить, купать куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. (Чарльз Диккенс)