Елена Казак
Применение личностно-ориентированной технологии «Создание ситуации успеха» в целях активизации двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение личностно-ориентированной технологии
«Создание ситуации успеха»
в целях активизации двигательной активности и
самостоятельной деятельности»
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Публикация «Применение личностно-ориентированной технологии „Создание ситуации успеха“ в целях активизации двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Истоки этой технологии в педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разрабатывал идею «завтрашней радости», В. А. Сухомлинского, который создал «Школу радости».
Ситуация успеха - это субъективное психологическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок признает этот результат как успех. Возникает у субъекта после преодоления своей робости, неумения, незнания, психологического поражения и тому подобное.
Цель моей работы: создать ситуацию успеха для развития личности каждого ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы, активизируя двигательную активность в течение дня.
Концептуальная основа:
- успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека, придает ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности или даже сразу к ней;
- успех в деятельности в дошкольном возрасте влияет на успешность в будущей взрослой жизни, на выбор профессии, на социальный статус;
- успешность в обучении тесно связана с его гуманизацией и индивидуализацией.
Задача педагога - помочь личности ребенка вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, понять, что зря в жизни ничего не дается - надо приложить усилия, и успех будет эквивалентным затраченным усилиям.
Реализация технологии «создание ситуации успеха» производит ценное человеческое качество - стойкость в борьбе с трудностями. Создание ситуации успеха носит искусственный характер, поскольку педагог на определенное время (в определенный момент) усиливает оценочный акцент на положительные моменты, при этом, не обращая внимание на недостатки.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной и подготовленной стратегии и тактики педагога, семьи. Педагог понимает временный характер создаваемой ситуации, которая в дальнейшем корректируется. Когда ребенок поверит в свои силы, можно указывать на недостатки, постепенно их, исправляя совместно и самостоятельно.
Педагогическая технология «создания ситуации успеха» подразумевает создание различных видов радости, использование приемов работы. Эти приемы - творчество педагога:
- «эмоциональное поглаживание» - улыбкой, взглядом дать понять, что учитель одобряет поведение;
- анонсирование - предварительное обсуждение с детьми, что надо будет сделать, репетиция события;
- «гадкий утенок» - создание возможностей для расцвета ребенка;
- «мышь в сметане» - вселение уверенности в свои силы, призыв к преодолению трудностей;
- «лестница» - постепенное ведение питомца лестницей знаний, психологического самоопределения;
- «даю шанс» - подготовка педагогом ситуации, в которой ребенок раскрывает свои возможности;
- «умышленная ошибка» - активизация внимания детей и активная жизненная позиция.
Для успешного применения этой технологии педагогом, он должен обладать силой суггестивного воздействия через языковые средства педагогической техники, относиться к ребенку как к формирующейся личности, понимать его внутренний мир, владеть эмоциональной культурой, иметь психологическую компетентность.
Можно много говорить о значении ситуации успеха, а готовы ли мы с вами работать так, чтобы не навредить ребенку? Что нужно знать педагогу, приступая к работе по педагогической технологии «Создание ситуации успеха»? Что же нужно, прежде всего сделать?
Самое главное, чтобы педагог:
-любил ребенка;
-уважал ребенка;
- верил в ребенка, детей;
-заботился о развитии детей;
- понимал ребенка («Педагогическая мудрость» А. Сухомлинский»);
- бережно относился к духовному миру и природе ребенка – все дети разные;
-берег и развивал чувства.
И я, работая с детьми, стараюсь помнить и применять в работе все, что сказано было выше.
Желание всех родителей видеть своего ребенка веселым, здоровым, успешным.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности и самостоятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
Все виды занятий по физической культуре, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Немаловажную роль в развитии двигательной активности детей отводится предметно-развивающей среде, физкультурный зал оснащен
тренажерами и нетрадиционным спортивным оборудованием, что позволяет детям делать выбор по интересам.
После занятий в физкультурном зале, наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому необходимо чтобы прогулки состояли из подвижных и спортивных игр, для этого в дошкольном учреждении созданы условия: имеется спортивная площадка, оборудованная различным спортивным оборудованием, волейбольной и баскетбольной площадкой, на каждом участке предусмотрено физкультурное слайд оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование, беговая дорожка, лыжи.
Вопросы двигательной активности ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и двигательной активности каждого ребенка и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. Со старшего дошкольного возраста воспитанники выполняют утреннюю пробежку по беговой дорожке в зависимости от погодных условий круглый год. Для совместной двигательной активности детей и родителей на территории имеется тропа здоровья, на которой в вечернее время есть возможность активизировать двигательную активность и детям и взрослым. Введена практика выдачи лыж в вечернее время для совместного взаимодействия с родителями и активизации двигательной активности детей.
Немаловажную роль играет безопасность и эстетичность оборудования. И в этом, можно сказать без преувеличения, наше учреждение одно из лучших в городе! На территории учреждения есть театрализованная площадка, которая также оптимизирует двигательную активность, раскрывая творческие возможности воспитанников не только нашего учреждения, но и воспитанников дошкольных учреждений города в рамках социального партнерства при проведении совместных мероприятий.
И в заключении хочу предложить послушать «Советы взрослым от детей»:
-Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
-Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
-Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. --Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
-Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
-Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
-Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
-Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
-Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
-Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
-Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
-Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
-Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
В целях повышения профессионализма и педагогической компетентности, я повышаю квалификацию, как на курсах и семинарах, так и в социальном партнерстве с другими учреждениями города, используя успешный опыт коллег в своей работе.
Главное, в нашей работе, чтобы при взгляде на нас не портилось настроение детей, а как можно ярче загорались их глаза!