Светлана Орехова
Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития детей. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным — в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет.
Публикация «Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Большинство детей дошкольного возраста использует компьютер в развлекательных целях, т. е. играет в компьютерные игры, изредка прибегая к помощи взрослых. Некоторые дети увлечены развивающими и обучающими играми, а также аркадами, гонками, играми на развитие скорости реакции. Таким образом, у монитора компьютера современные дошкольники проводят от получаса до двух часов в день, но используется это время не достаточно рационально с точки зрения обучения, воспитания и развития полноценной творческой личности ребенка.
Для исправления сложившейся ситуации было бы целесообразнее научить дошкольников использовать компьютер для создания продукта» творческой деятельности. Например, использовать программы к создания графических изображений, вовлечь детей дошкольного возраста их родителей в проектную деятельность с использованием компьютерных к информационных технологий, побуждать ребёнка к использование компьютера как инструмента для творчества, отвлекая его тем самым от чрезмерного увлечения компьютерными играми. Обучение элементам компьютерной графики развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект, способствует общей подготовке к обучению в школе.
В дошкольном образовательном учреждении компьютер являете инструментом демонстрации презентационных материалов, развивающие внимание и воображение детей, а на занятиях по изобразительной деятельности компьютер прежде всего, рассматривается как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребенком. В дошкольном возрасте у детей хорошо развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движения кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т. д. Педагогам и родителям знакомо разочарование ребят от того, что круги, нарисованные им, не круглые, линии не достаточно ровные, домики кривые а краска растеклась по листу и все испортилось. Компьютерные графические программы не только снабжают юного художника набором геометрических фигур идеальной формы разнообразных способов закрашивания цветом изображения, но позволяют отменить не получившееся действие, исправлять рисунок сколько угоди» раз, добиться результата, удовлетворяющего строгим требования! маленького автора и повышающего его самооценку.
На первых занятиях по компьютерной графике с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание нужно уделить компьютеру, еж электронной технике, названию частей и принципу их работы. Дети предлагается рассмотреть и нарисовать вместе с педагогом компьютер с монитором, клавиатурой, «мышкой», колонками и системным блоком. Путем графического изображения наглядно показываются и закрепляются названия составляющих компьютера и их взаимосвязь. Обсуждаются правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе за компьютером. Особое внимание уделяется правильной осанке и постановке ног при посадке за компьютерный стол, положению рук при работе с манипулятором «мышью» и клавиатурой, соблюдению необходимого расстояния между глазами ребенка и экраном.
Не смотря на то, что многие дети играют дома в компьютерные игры, не все умеют правильно держать руку на манипуляторе: многие путают управляющие кнопки и колесико «мышки», слишком далеко отводят руку с манипулятором, задирают вверх локоть, или пытаются держать манипулятор сразу двумя руками. Вначале вызывает определенную трудность попадание указателем в желаемую точку на экране. Это связано со слабым развитием мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В результате проведения нескольких тренировок по закрашиванию инструментом «заливка» достаточно мелких деталей, перемещению выбранных объектов по экрану и изменению размера эту трудность удается преодолеть — значительно улучшается координация движений, что позволяет не только справляться с заданиями компьютерной игры, но и Подготовить руку ребенка к письму.
Когда ребенок научился правильно пользоваться манипулятором можно начинать знакомить с названиями и функциями инструментов, расположенных на панели графического редактора. В течение нескольких занятий дети поочередно знакомятся с инструментами, затем учатся создавать с их помощью несложные композиции. Повысить мотивацию к изучению предлагаемого набора инструментов можно при использовании соревновательных моментов, тестовых заданий, загадок, ребусов.
После приобретения детьми необходимых навыков и умений по использованию ряда инструментов можно перейти к построению художественного изображения на заданную тему: создание пейзажа, характерного для разных времен года, предметного и сюжетного рисования. Усложнение задания происходит за счет увеличения количества используемых инструментов и добавления функций копирования и отражения. Также целесообразно использовать возможности выбора масштаба: в крупном масштабе создать изображение, затем перейти в обычный и получить мелкую деталь для последующего копирования и составления таким образом сложных композиций. Освоение этих приемов наряду с использованием инструментов помогает подготовить ребенка к самостоятельной работе по созданию художественного образа средствами компьютерной графики. Задания должны быть рассчитаны на одно занятие, на следующем допускается лишь раскрашивание уже готового графического изображения. Это связано с психологическими особенностями ребенка в возрасте шести — семи лет, которому трудно сохранить в памяти задуманный образ и не потерять к нему интереса до следующего занятия.
В данной статье мы говорим о рисовании на компьютере, только как о дополнении традиционных методов обучения и воспитания, такие занятии ни в коем случае не заменяют живопись, рисунок, лепку и аппликацию, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Использование компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста резко повышает их мотивацию к обучению. Используя это качество, можно рационально предложить детям те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять и усвоить сложно, а так же те виды творческих заданий, выполнение которых в реальном материале было бы слишком трудоемким или нерациональным.
Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном возрасте развивает фантазию и творческие способности малыша. Хороший результат дает предварительная работа по выбору названия будущего рисунка, обсуждению сюжета и составлению карандашных эскизов по выбранной теме. Самостоятельная работа дошкольника по созданию рисунка на компьютере позволяет надеяться, что и по окончании занятий он сможет дома или в школе использовать функции графических программ, увлечется компьютерной графикой и будет меньше внимания уделять агрессивным компьютерным играм.