Юлия Макарова
Применение авторских методик в ритмическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми дошкольного возраста над развитием ритмического чувства помогают авторские методики : метод эмоционально – образного развития В. Кирюшина, ритмика Жак-Далькроза, система элементарного музицирования Карла Орфа. Все эти методики удачно сочетаются и взаимодополняют друг друга, позволяют эффективно работать над развитием чувства ритма с детьми разного возраста и различной степени сформированности музыкальных способностей.
Публикация «Применение авторских методик в ритмическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В основу методики Ж. Далькроза положено понятие ритма как универсального начала, творящего и организующего жизнь во всех ее проявлениях и формах. Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и дух.
Занятия по ритмике входят в систему музыкального воспитания детей. На ритмике происходит изучение и закрепление тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движениях детей, пластических импровизациях, танцах.
Основными задачами работы на занятиях ритмики являются : воспитание восприятия характера музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.
Работа строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, на гимнастических (общеразвивающих) упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх.
В работу по ритмике входят следующие темы: воспитание восприятия характера музыки, темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном примере.
Дети дошкольного возраста интуитивно воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных игровых и творческих упражнениях. Например, ощущая сильную долю, дети отмечают её хлопками, наклоном корпуса, броском мяча и т. д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера, выполняя простейшие ритмические рисунки, они не имеют еще понятия о длительности. После ряда занятий, выполняемых интуитивно, педагог постепенно знакомит детей с элементами музыкальной речи, подводя их к сознательному освоению музыкальной грамоты. На занятиях ритмикой, кроме развития музыкальных способностей решаются задачи:
• Когнитивные – познание способов активной музыкальной деятельности
• Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, нести ответственность за результат.
• Креативные – умение импровизировать, сочинять.
• Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толлерантности, формирование культуры публичных выступлений.