Нуштаева Галина
Применение акватехнологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
учителя-логопед МБДОУ №16 «Дюймовочка» Нуштаевой Г. А.
«Применение акватехнологии в работе учителя-логопеда»
«Воде была дана волшебная сила стать соком жизни на земле».
Леонардо да Винчи.
Хорошо развития речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.
Публикация «Применение акватехнологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Сформированность слуховых и зрительных функций, а также достаточный уровень развития двигательных навыков – необходимые условия для развития речи. Ещё В. М. Бехтерев, Л. В. Нейман и Выготский Л. С. в своих работах указывали на взаимосвязь речи и движения и важность ритмического воспитания дошкольников. В работе учителя-логопеда преодолевать речевое нарушение помогают игры на развитие и коррекцию двигательной сферы, где сочетаются и слово, и движение.
Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью я решила разнообразить работу с детьми. В комплексном преодолении речевых нарушений наряду с традиционными методами и приемами я использую и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений.
Однако, в своей работе учителя-логопеда, я продолжала искать различные методы и способы коррекции, чтобы заинтересовать детей.
Изучала нетрадиционные способы, такие как сказкатерапия, пескотерапия, музыкотерапия, аромотерапия, и вот однажды мне попалась статья о волшебных свойствах воды, которая заинтересовала меня.
Ведь игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению.
С другой стороны игры с водой всегда доступны и могут не просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, но служить средством познания окружающего мира. Они способствуют развитию тактильно - кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука», позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления.
Игры с водой это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка, где развиваются коммуникативные и речевые способности.
Заинтересовавшись данным направлением, я решила использовать акватерапию в своей работе с детьми. Однако, не являясь медицинским работником, заявлять слово «терапия» посчитала неправильным, и применила другой термин «акватехнология».
При введении акватехнологии в свою работу я учитывала возрастные и психологические особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой. Используя свой небольшой опыт в коррекционной работе с детьми, я перекладывала (в прямом и переносном смысле слова) общепринятые логопедические игры и дидактические упражнения для занятий с использованием акватехнологии.
Цель моей работы с применением акватехнологии : коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния.
Задачи:
• Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
• Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
• Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
• Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.
• Расширять словарный запас.
• Осваивать навыки звукового анализа и синтеза.
• Развивать фонематический слух и восприятие.
• Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.
• Помогать в изучении букв, освоении навыков чтения.
Все игры, с использованием акватехнологии, поделила на четыре направления:
1. Тактильные игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
2. Речевые игры, где ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, работаем над дыханием, развивается внимание, память и фонематический слух.
3. Познавательные игры, с их помощью готовлю детей к обучению грамоте.
4. Диагностика.
В некоторых случаях игра с водой выступает у нас в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Для организации игр в воде учитываю следующие принципы :
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи я использую игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания. При их выполнении слежу, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи: «Чей кораблик дальше плывет», «Буря в стакане», «Шторм», «Ветер и ветерок».
Для дифференциации сильной и слабой воздушной струи – упражнение «Остуди горячий чай».
Для развития мягкого неба детям очень нравится упражнение «Глотаем водичку». Капли воды я медленно капаю на корень языка ребенка пипеткой. А также во время режимных моментов в группе использую для логопедических целей полоскание горла без звука и со звуком (во время полоскания тянуть звук Ы, запрокинув голову назад, при этом нижнюю челюсть не выдвигать.
Массаж и самомассаж рук, использование массажного мячика применяю с детьми и в воде.
Для развития артикуляционной моторики выполняем упражнение «Кошечка лакает молочко», «Чашечка» (ребенок должен удержать водичку на языке чашечкеой.
Для развития чувства темпа и ритма.
«Говорим вместе с ладошками»
Произношение рисунка сопровождается хлопками в воде в ладоши.
Для развитие фонематических представлений
«Спрячь ручки» — спрятать руки в воду, услышав заданный звук.
«Выложи узор». Дети выкладывают в воде бусы из цветных камешков в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Кто больше»
Дети соревнуются в придумывании слов на заданный гласный звук. За каждое правильное слово достают из воды камешки, ракушки.
«Морская сетка» Дети шагают пальчиками в воде по сетке. И т. д.
Для формирование слоговой структуры слова
«Какой этот звук» (закрашиваем воду в соответствии со звуком)
Для обучения грамоте
«Найди буквы и назови». Прячу в воде пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Прочитай слово».
Для автоматизации и дифференциации звуков, повторение текста сочетаю с движением массажного мяча в воде.
«Кто больше назовёт?» Подбор прилагательных, глаголов.
«Угадай и повтори»
Цель: расширение словаря прилагательных.
Описываю с помощью определений животное (или любой предмет). Дети угадывают его, достают из воды и повторяют описание животного.
«Поймай звук»
Цель: дифференциация звуков.
Произношу слова, начинающие на определенный звук. Дети в воде хлопают в ладоши, услышав звук.
«Кто внимательнее»
Дети произносят слоговые ряды. Кто повторил без ошибок дастает из воды ракушку.
Такие упражнения и игры рекомендую воспитателям включать в различные виды детской деятельности: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.
Для родителей провела консультацию и мастер-класс по ознакомлению детей с методами, играми акватехнологии.
Опыт работы показал, что использование акватехнологии даё т положительные результаты:
96 % детей имеют высокий уровень сформированности звукопроизношения, их них 52% имеют высокий уровень и 44% средний и 4% низкий уровень.
В прошлом году результат был намного ниже: у 64% детей наблюдался средний уровень, у 24% высокий и 12% низкий уровень сформированности звукопроизношения.
- значительно возрос интерес к логопедическим занятиям;
- развивается мелкая моторика рук;
- развивается фонематический слух и восприятие;
- закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
- расширяется словарный запас;
- происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
- происходит подготовка к обучению грамоте;
- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.
Взаимодействие с водой стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходиться наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.
Опираясь на приемы работы в воде, я думаю, сделала коррекционную логопедическую работу более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.