Антропова Надежда
Приложение к проекту по формировию просодической речи в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение к проекту по формировию просодической речи в подготовительной логопедической группе.
(Проект опубликован в ранней публикации)
Речевое дыхание.
1.«Чей кубик поднимется выше?»
Цель: развивать диафрагмальное дыхание. Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
2. «Дровосек»
Публикация «Приложение к проекту по формировию просодической речи в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком».
Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор»,
произнести - ух! - на длительном выдохе.
3.«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели.
Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга
стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
4.«На берегу моря»
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с.
Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
5.«Эхо»
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : аа-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и
отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».
6.«Пузырь»
Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно
поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети
медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая
выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки
(пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .
7.«Ворона»
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через сторон
вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»
8.«Приятный запах»
У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши,
фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин,
лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и
на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.
9. Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке,
возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз
Егорка, два Егорка, три Егорка».
10.«Жираф и мышонок»
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх,
тянется и смотрит на руки - вдох («У жирафа рост большой.»). Приседает, обхватив
руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («У мышонка -
маленький») .
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)
11.«Лягушка-квакушка»
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов,
формирование правильного речевого дыхания.
Материал: шнур, стулья.
Ход игры
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме
круга. Внутри круга - «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные
садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми,
сидящими на стульях, ведущий декламирует:
По тропинке, по дорожке
Скачут, прыгают лягушки.
Ква-ква-ква,
Скачут, прыгают лягушки.
Ква-ква-ква.
Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании
стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»).
«Лягушки» прыгают в «болото»: перепрыгивают через черту и присаживаются на
корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.
В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки, посмотреть
на них (вдох).
12. Игра «Фокус с предметами»
Задача: тренировать силу и направленность выдоха.
Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол и т. д., легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)
Описание.
Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.
12.«Волшебные колпачки»
Материал: разноцветные бумажные колпачки.
Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые выставляются в ряд на столе. Один ребёнок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2—3 колпачка). Колпачки снова выстраивают в ряд, так играют все дети
13. «Покатаем бревнышки»
Материал: на каждого ребёнка по одному круглому незаточенному карандашу.
Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3—4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.
14. Упражнения
Ребенок делает вдох носом, выдох – ртом. ;
- Краткий глубокий вдох и медленный выдох;
- медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох;
- глубокий медленный вдох и выдох узкой струей;
- глубокий вдох и выдох несколькими порциями;
- глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями;
- глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно
выдыхает на счет до пяти (шести, семи).
-исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны,
медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони
Сила голоса.
1. Слушай внимательно.
Плывет пароход, он гудит – УУУУУ.
Если пароход близко – он гудит громко,если далеко – тихо.
Услышишь громкий гудок – подними
карточку, где пароход близко, тихий
гудок – где далеко.
2. Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др.
Если они далеко?
Если они близко?
3. Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы.
Если они далеко?
Если они близко?
4. Покажи, как гудит приближающийся пароход, самолет, машина и др.
5. Покажи, как гудит приближающийся пароход, самолет, машина и др.
6. Покажи, как подают голос
приближающиеся (удаляющиеся) животные, насекомые, птицы.
7.«Перебежки»
Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ.
Оборудование. Мел, стульчики.
Ход. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору "Ay, ay, Петя". Петя в свою очередь отвечает ему: "Ay, ay, Вова", и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.
8. «Кто кого»
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э
Высота голоса.
1. Послушай и покажи, кто так подает голос: кошка или котенок, собака или щенок и. т. д.
АВ - собака АВ - щенок
МУ - корова МУ - теленок
2. Покажи, как гудит большой пароход
и маленький, как подают голос животные и детеныши.
У - большой пароход (низкий голос)
У - маленький пароход (высокий голос)
3. Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом спуститься. Когда голос поднимается по ступенькам он повышается и становится тоньше, а когда спускается наоборот ниже. (показ рукой ли схема)
4. Покажи, как укачивают куклу.
А А А
А А А
5. Покажи, как стучат часы.
ТИК ТИК ТИК
ТАК ТАК
6. Покажи, как звенит колокол.
ДИНЬ ДИНЬ ДИНЬ
ДОН ДОН
7. Игра «Угадай, кто позвал»
Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
8. Игра «Измени звуки»
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А – плачет, кричит девочка
А – показывают горло врачу
А – поет певица
А – качаем малыша
А - девочка укололась иголкой
О – удивилась мама
О – стонет бабушка
О – поет певица
О – потягивается папа
О – кричит охотник в лесу
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
Темп.
1. Посмотри на картинки. (сделать картинки с изображением ежика, черепахи и зайца)
Ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально.
Черепаха ползает медленно - и говорит очень медленно.
Заяц бегает быстро – и говорит очень быстро.
Послушай предложение (стихотворение, текст) угадай как я говорю и подними соответствующую картинку.
2. Послушай внимательно предложение и повтори его за мной точно так же.
Весной тает снег и бегут ручьи. - № темп
Самолет построит сами и помчимся на
лесами. – быстрый темп
Улитка носит свой домик на спине. – медленный темп
3. Послушай внимательно предложение
и повтори его за мной точно так же.
Весной тает снег и бегут ручьи. - № темп
Самолет построит сами и помчимся на
лесами. – быстрый темп
Улитка носит свой домик на спине. – медленный темп
«Угадай, кто идет»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Краткое описание:
Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.
Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.
“Произнеси в разном темпе”.
Произнести сочетание гласных звуков с разным темпом. (и – э – а – о – у – ы; ы – у – о – а – э – и).
Произнести слоговые ряды с разным темпом:
На “с, сь” - (сы – сэ – са – со – су – сы, (си – се – ся – сё – сю – си).
На “з, зь” - (зы – зэ – за – зо – зу – зы, (зи – зе – зя – зё – зю – зи).
На “ц” - (цы – цэ – цо – цо – цу – цы).
На “ш” - (шы – шэ – ша – шо – шу – шы).
На “л,ль” - (лы – лэ – ла – ло – лу – лы, (ли – ле – ля – лё – лю – ли).
На “ж” - (жи – жэ – жа – жо – жу – жи).
На “х” - (хы – хэ – ха – хо – ху – хы, (хи – хе – хя – хё – хю – хи).
“Скороговорки”. Произнести в разном темпе.
На “с, сь” - У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
На “з,зь” - У зайки Бубы заболели зубы.
- У маленькой Зины бузина в корзине.
- Звенит звонок, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
На “ш” - Яшка в фуражке едет на черепашке.
- На окошке крошку мошку
ловко ловит лапой кошка.
На “ж” - У ежа ежата, у ужа ужата.
На “ч” - Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Шубка овечки – теплее любой печки.
На “щ” - Волки рыщут - пищу ищут.
- Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
На “л,ль” - Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку заглянуть было лень,
Искала булавку весь день.
- Иголка, иголка, ты остра и колка.
На “к,кь” - Коси коса пока роса.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Купи кипу пик.
Ритм
1.«Дождик кап!»
Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.
Описание:
Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т. д.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.
Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх
Мама: ах, ах, ах! Качают головой.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
. Игра «Веселые фигурки»
Ребенку предлагается рассмотреть определенный ритмический рисунок, проанализировать его и прохлопать или простучать. Сначала предлагаются простые ритмические рисунки в виде изображений палочек, различных геометрических фигур, точек и т. д. или отдельных фигурок, расположенных на разном расстоянии друг от друга. Необходимо объяснить ребенку, что увеличенные расстояния между предметами означают паузы.
2. Игра «Самый внимательный»
После отработки простых ритмических рисунков задания усложняют, добавляя в ритмическую цепочку изображения или фигурки разной величины. Необходимо объяснить ребенку, что маленькие точки (или низкие палочки и т. д.) означают тихий звук, а большие – громкий.
Ритмические рисунки осуществляются с помощью хлопков, притопов, различных шумовых и музыкальных инструментов (деревянные ложки, игрушечные молоточки, погремушки, бубны, металлофоны и т. д.)
3. Игра «Ушки на макушке»
Взрослый прохлопывает или отстукивает определенный ритмический рисунок, ребенок повторяет.
4. Игра «Самый внимательный»
Взрослый прохлопывает или отстукивает ритмический рисунок, ребенок выкладывает его с помощью предметных картинок.
5. Игра «Повторяйка»
В упражнения вводят стихотворные тексты.
Используется проговаривание чистоговорок в определенном ритме с использованием хлопков, шлепков, притопов, например:
Са-са-са – прилетела к нам оса
Сы-сы-сы – у кошки есть усы
6. Игра «Перекладка»
Упражнения с перекладыванием предметов по одному, например: из одной корзинки в другую переложить предметы по одному на каждое слово, проговаривая стихотворный текст в ритм, например: Шел Егор через двор, нес топор чинить забор и др. ;
7. Игра «Раз ладошка, два ладошка»
Упражнения с перекладыванием из ладошки в ладошку различных предметов, например: мячиков-попрыгунчиков, грецких орехов, других мелких предметов, проговаривая стихотворный текст, например: Укусила кису муха и болит у кисы ухо и др. ;
7.1. Игра «Покатушки»
Упражнения с перекатыванием небольших мячиков (попрыгунчиков) по столу от правой ладошки к левой, проговаривая стихотворный текст в определенном ритме, например: Мама Милу с мылом мыла, в глаз попало Миле мыло и др.
8. Игра «Веселая дорожка»
Упражнения с ходьбой: на полу разложены цепочкой картонные листья, следы и т. п., ребенок наступает на листья и проговаривает стихотворения, по одному слову на каждый лист, например: У бабушки нашей хватает забот, для Тани с Наташей и вяжет и шьет и др.
9. Игра «Быстрые мячики»
Упражнения с перебрасыванием мячей: ребенок и взрослый становятся напротив друг друга и, проговаривая стихотворение, одновременно перебрасывают друг другу мячи на каждое слово (усложненный вариант-дети перебрасывают мячи друг другу, например: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он и др.
10. Игры на отработку ритмического ряда «Умные ладошки»
Взрослый задает определенный ритмический рисунок, под счет раз-два-три, раз-два-три-четыре и т. д., задействовав различные движения ладоней, дети повторяют, например: кулак-ребро-ладонь, кулак-ладонь, кулак-ладонь, хлопок-хлопок-хлопок и т. д.
11. Игра «Продолжай цепочку»
Дети становятся в круг, начинает игру взрослый, он задает начало ритмического рисунка – хлопок, притоп, первый ребенок продолжает цепочку – хлопок, притоп, хлопок, второй ребенок – хлопок, притоп, хлопок, притоп и т. д. все дети.
12. Игры с пальчиками
Использование пальчиковой гимнастики: взрослый проговаривает стихотворный текст и показывает различные движения пальцами в определенной последовательности и определенном ритме.
Например: пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Целый день тук да тук, (руки ставим поочередно то на ребро, то на ладонь)
Раздается звонкий стук. (хлопки)
Молоточки стучат, (кулачки стучат друг по другу поочередно)
Строим домик для зайчат, (ребра рук становятся на столе то параллельно друг другу, то перпендикулярно)
Молоточки стучат, (кулачки – друг по другу)
Строим домик для бельчат, (ладони рук округлены, подушечки пальцев обеих рук соединяются друг с другом)
Вот какой хороший дом, (ребро – ладонь)
Славно жить мы будем в нем! (хлопки)
13. Игра «Найди картинку»
Перед детьми несколько картинок с ритмическими рисунками, взрослый прохлопывает или отстукивает ритмический рисунок, дети находят картинку с данным рисунком.
Необходимо отметить, что для данных игровых упражнений:
• стихотворный материал нужно подбирать так, чтобы наилучшим образом соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, туловища;
• длина строки – лучше всего средняя, так как к ней легче подобрать соответствующее движение;
• в стихотворном материале должен присутствовать сюжет;
• стихотворные тексты должны быть разнообразными и часто меняться, чтобы поддерживать у ребенка интерес к определенному виду деятельности;
• речевой материал необходимо подбирать с учетом возрастных и речевых возможностей ребенка.
Логическое ударение -
Это наиболее существенное выделение слова, с точки зрения ситуации речи, средство передачи смысловых отношений между словами. К. С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.
Есть четыре способа выделить слово.
1. Более замедленным произношением
2. Усилением голоса
3. Изменением высоты голоса
4. Паузой перед словом или после него.
1. Умение выделить слово, выделенное голосом
в повествовательном предложении и назвать его.
- Емеля поймал щуку.
- Емеля поймал щуку.
- Емеля поймал щуку
2. Умение выделять слово, выделенное голосом
в вопросительном предложении, и вместо ответа
показать соответствующую картинку.
- Бабушка вяжет кофту?
- Бабушка вяжет кофту?
- Бабушка вяжет кофту?
3. Умение определять слово, выделенное голосом
в каждой строчке стихотворного текста.
Я забрался под кровать,
Чтобы брата напугать.
На себя всю пыль собрал,
Очень маму напугал.
4. Послушай фразу. Сколько в ней слов?
Выдели сначала 1-е, 2-е, 3-е слово.
Меняется ли смысл фразы?
Собака грызет кость.
Послушай фразу. Произнеси ее столько раз,
сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на
одном – новом – слове.
Вы утром звонили? Вы утром звонили? Вы утром звонили?
5. Папа пришел с работы.
- Повтори эту фразу так, чтобы было понятно, что пришел с
работы папа, а не дядя.
- Повтори эту фразу так, чтобы было понятно, что папа
пришел, а не приехал на машине.
- Повтори эту фразу так, чтобы было понятно, что папа
пришел с работы, а не из магазина.
Интонация
С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость, его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость).
1. Упражнение «Вопрос-ответ»
Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.
Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.
Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)
Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.
Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».
2. Упражнение «Скажи правильно»
Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики
повествовательных предложений.
Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т. д.).
Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно.
Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т. д.).
Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.
3. Упражнение «Скажи по-разному»
Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.
Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т. п.).
Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.
Например: Звери все построили сами? –
Звери все построили сами!
Они дружно работали? – Они дружно работали!
Дом красивый? – Дом красивый!
Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.
Например: Лето наступило. – Лето наступило? На улице тепло. – На улице тепло? И т. п.
Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.
Например: Лето наступило. – Лето наступило! На улице тепло. – На улице тепло! И т. п.
Упражнение «Громко-тохо»
Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.
Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.
Почему смеётся лето? Потому, что много света. Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь. Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.
(Д. Кожевников)
4. Игра «Помоги Маше одеться»
Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи вопросительной и повествовательной интонации.
Материал. Карточки с изображением девочки и осенней одежды.
Описание. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
Какую одежду наденет Маша? Что Маша наденет на руки?
Какой головной убор наденет Маша? Зачем Маша наденет шарф на шею? Какую одежду ты надеваешь осенью?
5. Игра «Собираемся на прогулку»
Описание. Ребенку предлагается прослушать вопросительные предложения с разным местоположением интонационного центра и ответить на вопросы, выделяя логический центр предложения интонационно:
Например: Ты наденешь куртку?
Ты носишь перчатки?
Ты наденешь шарфик? И т. п.
Ребенок повторяет вопросы, а затем сам придумывает и задает их взрослому.
Важно. Чтобы правильно передать интонацию вопроса, нужно резко повышать высоту голоса в интонационном центре высказывания.
Шапка? Твоя шапка? Ты наденешь шапку?
6. Игра «Что с чем?»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.
Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др. Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т. д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.
Например: Суп едят из тарелки. Цветы поливают из лейки.
6.1Игра «Назови ласково»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.
Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов все имена существительные на
«ласковые».
Например: У лисы пушистый хвост. – У лисички пушистый хвостик. или У лисички пушистенький хвостик.
7. Игра «Скажи радостно»
Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.
Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».
Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят.
Для Маши он приготовил красивую куклу.
- Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!
Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.
- Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня.
А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов.
- Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша.
- Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.
Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему?
Какие подарки приготовил детям Дед Мороз? Почему обрадовались Маша и Ваня?
Почему удивился Паша?
8. Игра «Похвали подарок»
Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.
Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!
Ах! Какая машина! Большая пожарная машина! Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!
9. Игра «Просьба»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспресивной речи.
Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т. д.
10. Игра «Качели»
Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики, развивать речевой слух.
Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается, и вниз (голос понижается).