Рожкова Ольга Николаевна
Приложение к опыту работы по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование
"Большое путешествие по стране Друзей"
Сентябрь "Как мы построили Страну… Посвящение в её жители" - Подвести детей к желанию создать из песка и дополнительных материалов уголок земли: реку, горы, лес, дворец; дать возможность почувствовать себя созидателем и творцом.
- Воспитывать интерес к коллективной работе, умение планировать, развивать инициативу, самостоятельность, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Дать детям представление о неповторимости каждого из них.
Темочки:
Октябрь "Я и моя страна" - Развивать уверенность детей в себе.
- Развивать умение понятно рассказывать о своих планах, желаниях.
- Выяснить мотивы избирательного отношения детей друг к другу.
- Воспитывать активность, самостоятельность.
Ноябрь "Давайте познакомимся" - Развивать уверенность в себе, чувство собственной значимости в том, что каждый человек важен и достоин внимания.
- Способствовать развитию активности, преодолевать замкнутость и пассивность.
Декабрь "На златом крыльце сидели царь, царевич…" - Формировать у детей элементарные представления о государственных органах власти и их деятельности.
- Развивать у детей умение принимать самостоятельно решения, делать свой выбор.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать позицию другого человека, его выбор.
Январь "Путешествия старика Хоттабыча" - Расширять у детей представления о России, других странах.
- Развивать связную речь у детей.
- Воспитывать гордость за свою родину, любовь к ней.
Февраль "Будущие правители в лучах солнышка" - Развивать элементарные представления о предвыборной агитации.
- развивать умение видеть негативные и позитивные стороны личности.
- Вызвать желание изменить в себе что-то.
- Формировать умение откровенно, но тактично выражать свои чувства, взгляды, отношение к другим людям.
Март "Выборы в Стране Друзей" - Развивать представления о себе, о творческом самовыражении, о самоценности своего "Я".
- Усложнить игру путём расширения многосюжетных действий с персонажами.
- Развивать коммуникативные качества личности.
- Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, селу, стране.
Апрель «Моё право на жизнь и охрану здоровья» - Познакомить с книгой «Конвенция о правах ребёнка».
- Формировать представление у детей об их правах.
- Учить отличать полезные продукты от вредных, уточнить знания о пользе овощей и фруктов, рассказать о разнообразии пищи.
- Использовать поговорки, пословицы как средство усвоения представлений о том, как быть здоровым человеком.
- Воспитывать привычку вести здоровый образ жизни.
Май «Моё право на имя» - Познакомить детей с правом человека на имя.
- Познакомить детей с документом «Свидетельство о рождении».
- Развивать интерес к своему имени.
- Учить носить своё имя с достоинством. Вспомнить скороговорки, в которых звучит имя человека.
- Воспитывать интерес и уважение к своему имени и именам других людей
"Как мы построили Страну… Посвящение в её жителей"
[/b]
Программные задачи:
• Подвести детей к желанию создать из песка и дополнительных материалов уголок земли: реку, горы, лес, дворец; дать возможность почувствовать себя созидателем и творцом.
• Воспитывать интерес к коллективной работе, умение планировать, развивать инициативу, самостоятельность, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
• Дать детям представление о неповторимости каждого из них.
Ход занятия
Дорогие друзья!
Воспитатель. В детстве я любила слушать сказки и мечтала найти волшебную палочку, чтобы творить разные чудеса. Когда подросла, то поняла, что чудеса можно совершать и без волшебной палочки.
Сегодня я вам расскажу сказку, где все чудеса совершаются умелыми руками.
За чистым-чистым полем, за зелёными лесами и дальней дорогой, за высокими горами, далеко-далеко, а может быть, и совсем рядом, например, в нашей песочнице есть удивительная страна. Давайте её создадим вместе. Средь степей и меловых гор чудесной страны течёт большая и тихая река. (Создают в песке реку.) Она на своих волнах корабли качает, и города встают на её берегах. (Расставляем бумажные корабли и домики.)
Берега сплошь камышами и вербами заросли. (Сажаем лес.)
Вербы могучие, с широкими кронами и крепкими корнями. А меж корней родник из-под земли бьёт. (Делаем родник.) Сам крохотный, а вода в нём пенится, кипит. И приходят напиться воды жители этой страны. (Выставляем фигурки людей.) Они добрые и трудолюбивые, умеют дружить и веселиться.
А правит этой страной царь и царица. (Ставлю фигурки царя и царицы.)
Как вы думаете, где они живут? (Во дворце.)
Давайте создадим дворец. (Создают дворец из песка.)
Художники-декораторы, украсьте дворец. (Несколько детей рисуют цветные витражи, затем их вырезают и украшают ими дворец.)
Какой замечательный дворец получился! Какая удивительная страна! Давайте придумаем ей название.
Дети: песочная страна, страна Радости, Сказочная страна, страна Друзей, Волшебная страна и т. д.
Какие интересные названия вы придумали! Каждый предлагает что-то своё, особенное. Но мы должны выбрать одно название. Какое название выберем и почему? (Большинство детей предлагают название страны Друзей.)
Ребёнок. Я хочу, чтобы наша страна называлась страна Друзей, потому что мы пойдём в школу, а без друзей там скучно.
Ребёнок. Я за страну Друзей, потому что мы большие, и потому что хорошо иметь много друзей.
Ребёнок. Пускай наша страна называется страна Друзей. Там мы научимся хорошо дружить и не ссориться.
Воспитатель. Спасибо, ребята! Итак, наша страна называется Страна Друзей. Но для того чтобы жить в ней, необходимо выполнить одно условие: надо провести посвящение-перекличку в жителей страны девочек и мальчиков. Поможет нам это сделать Добрая Фея. (Надеваю на себя шляпку и фартук.)
Добрая Фея разрешит мальчикам достать из кармана своего фартука фотографии девочек, затем девочки достанут фотографии мальчиков. Мальчики и Добрая Фея читают по ролям стихотворение "Как славно девочек зовут", называют имя и показывают фотографию девочки, а девочка, про которую читаются строчки, встаёт и говорит: "Я". Аналогично девочки читают стихотворение "Как славно мальчиков зовут".
(Стихотворение Э. Фарджен "Имена девочек", "Имена мальчиков" кое-где изменено и дополнено.)
Как славно мальчиков зовут!
(Говорят девочки) (Говорит Добрая Фея)
Вот Даня – пушечный салют,
Серёжа – парус средь простора,
Виталик – ровный рёв мотора,
Вадик – стук колёс издалека,
Толик – пенье пастушка,
Алексей – триумф, победа!
Игорь – Чистой речки звон,
Андрей, Артём – красивый перезвон.
(Говорят все вместе)
Все настоящие мужчины
И не из теста, не из глины.
Сила, смелость, совесть, честь
В них мы точно знаем есть!
Как славно девочек зовут!
(Говорят мальчики) (Говорит Добрая Фея)
Вот Настя – шёлковый лоскут,
Илоночка – листва лесная,
Лера – звёздочка ночная.
Кристина – щедрая весна,
Саша – плавная волна.
Олечка – звонок у двери:
"Динь-дон, кто там?",
Да это же
Даша, Карина – Красивы они как картины.
(Говорят все вместе)
Все девочки наши милы,
Обаятельны и очень для нас привлекательны!
Воспитатель. Итак, закончилась перекличка, создана страна Друзей. Мы с вами приобрели бесценный опыт радости от совместной работы, научились принимать важные решения, подружились. Чтобы дружно жить в стране Друзей, давайте протянем руки над страной и коснёмся пальчиками друг друга. Вы чувствуете тепло, которое идёт к нам из страны Друзей, друг от друга. Поднесите это тепло к своему сердцу. Оно останется с нами.
В стране Друзей мы будем жить,
И потому мораль её запомнить стоит:
Без вежливости человек
Поверьте, очень мало стоит!
С Рожденьем страны поздравляем,
Счастья, радости желаем.
Желаем друг другу быть доброжелательными,
Скромными и внимательными.
(Исполнение песни В. Шаинского "Если с другом вышел в путь"
"Я и моя страна"
Программные задачи:
• Развивать уверенность детей в себе.
• Развивать умение понятно рассказывать о своих планах, желаниях.
• Выяснить мотивы избирательного отношения детей друг к другу.
• Воспитывать активность, самостоятельность.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, давайте отправимся в Страну Друзей. На чём мы поедим? (Дети предлагают.)
Друзья, а может быть, мы полетим на облаке?
"Залезайте, не стесняйтесь!
По местам все размещайтесь!
Мы летим в страну Друзей".
(Дети садятся на "облака" и "летят" с песней В. Шаинского "Облака – белогривые лошадки".)
Вот мы и прилетели в нашу страну! Кто в ней живёт? (Девочки и мальчики; дружные ребята.)
А что мы любим, делать в своей стране?
А что, если нам выбрать правителя своей страны? (Давайте выберем.)
А женщина может быть правителем?
Мне кажется надо для начала составить список кандидатов. Так все делают, когда хотят избрать кого-то.
Кого будем включать? (Всех; тех, кто хочет.)
Хорошо, но у меня есть такое предложение. Пусть каждый расскажет о себе так, чтобы мы поняли, что он действительно достоин, быть нашим правителем. Пусть он расскажет, чтобы он сделал для страны, для народа, для каждого из граждан.
(Рассказы детей, которые хотят стать правителями.)
Ребёнок.
Я умный мальчик, читаю с мамой много книг.
Я бы в стране Друзей покрасил бы все дома в разные цвета, посадил бы цветы. Я бы построил красивый детский садик, чтобы все там жили дружно, хорошо играли, и чтобы в этой стране не было дождей и грома.
(А как же все растения будут расти без дождевой водички) А я под землёй сделаю водопровод, и по нему будет течь водичка для растений.
Ребёнок.
Я умный и добрый мальчик, люблю строить, играть с конструктором.
Я бы в Стране Друзей сделал бы так, чтобы всем там было хорошо, и чтобы там скучно не было. Чтобы воспитатели всегда с детьми разговаривали про всё, и чтобы все жили богато и чтобы были весёлые и радостные.
Ребёнок.
Я хорошая девочка. Люблю петь и помогать маме. Ещё я не жадная и умею делиться игрушками.
Я в Стране Друзей сделаю так, чтобы никто не ссорился, все веселились и были добрые. Мы будем читать книги, и рисовать разные картины.
Ребёнок.
Я добрая девочка. Люблю трудиться и рисовать, делать разные подарки.
Я бы в Стране Друзей сделала бы всех радостными и добрыми. Мы бы заботились о растениях и птицах. Мы бы пели песни, читали стихи и помогали пожилым людям на дорогах милосердия.
Воспитатель. Благодарю за интересные рассказы. Ребята, чей рассказ вам понравился и почему? (Высказывания детей.)
А теперь составим полный список кандидатов в правители.
Список кандидатов на должность правителя Страны Друзей
1. Бухтиярова Яна.
2. Сидорин Никита.
3. Чернавцева Алина.
В Стране Друзей мы любим, играть в игру "Двойняшки", давайте в неё поиграем.
(Играет музыка, дети становятся парами и поочерёдно выполняют те движения, которые придумывает друг.)
Хорошо мы поиграли, до новой встречи, друзья!
"Давайте познакомимся"
Программные задачи:
• Развивать уверенность в себе, чувство собственной значимости в том, что каждый человек важен и достоин внимания.
• Способствовать развитию активности, преодолевать замкнутость и пассивность.
Ход занятия
Уважаемые избиратели, добрый день!
На нашей встрече "По секрету всему свету" вы познакомитесь сегодня с кандидатом в правители Страны Друзей.
Выходите, пожалуйста, присаживайтесь на удобный диванчик.
Вы хотите побольше узнать об этих людях? Тогда задавайте, пожалуйста, нашим гостям вопросы:
Как вас зовут? Сколько вам лет? Где вы живёте? С кем? Какой ты человек? Кто ваши друзья? Вы ссоритесь с друзьями? Что вы любите делать? Что умеете делать особенно хорошо? Что хотите сделать для Страны Друзей?
(Кандидаты в правители отвечают на вопросы.)
Спасибо, уважаемые избиратели, за ваши вопросы.
А сейчас наши кандидаты в правители хотят побольше узнать о вас, о своих избирателях. У меня есть волшебное зеркальце из сказки А. С. Пушкина "О мёртвой царевне и семи богатырях". Оно и поможет нам узнать много интересного друг о друге. Какие слова говорила царица?
(Ответы детей.)
Давайте их вместе произнесём:
"Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
После этих сказочных слов, ребята, вы можете, смотря в зеркальце, рассказать о себе:
Как вас зовут? Сколько вам лет? Какое у вас лицо? Чем вы любите заниматься?
(Рассказы детей о себе.)
Вот мы и узнали много интересного друг о друге, а поможет нам ещё больше подружиться игра "Дружба".
Пальчиковая гимнастика "Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5 – начинай считать опять
1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили считать.
Дорогие друзья! Все вы очень замечательные, и мир без вас был бы неинтересен. В центре круга будет стоять наш кандидат в правители, и все комплименты предназначаются ему.
Мир без тебя был бы неинтересным, потому что ты … ("Хороший", "Умный", "Красиво поёшь песни", "Умеешь дружить", "Любишь животных" и т. д.)
Дорогие друзья, чтобы наша встреча запомнилась, я предлагаю нарисовать рисунки на тему: "Мой портрет в лучах солнца".
(Дети рисуют рисунки.)
"На златом крыльце сидели царь, царевич…"
Программные задачи:
• Формировать у детей элементарные представления о государственных органах власти и их деятельности.
• Развивать у детей умение принимать самостоятельно решения, делать свой выбор.
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать позицию другого человека, его выбор.
Ход занятия
Здравствуйте, дорогие ребята!
Скажите, как выбирали правителей на Руси? (Мы думаем, как в сказках.)
А как это? (Ответы детей.)
Правильно, скороходы в семимильных сапогах обегали всё царство и приглашали всех на выборы царя.
А ещё глашатаи вставали на стулья, крылечки, пеньки и били в барабаны, трубили в трубы, приглашая всех сесть на крылечко выбирать царя. Собирался народ и садился рядком, говорил ладком и, может быть, выбирали царя по считалке.
"На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей –
Не задерживай честных людей".
Всем ли люб Иванушка? Бросайте шапки вверх!
Ну, вот и выбрали царя. Вот он.
А давайте покажем, как это было.
(Дети обувают сапоги, обегают, глашатаи бьют в барабаны, по считалке выбирают царя, приветствуют его.)
Так было давно в сказках на Руси, но сейчас страной царь не правит.
Главой страны является президент. Его выбирают все народы России на выборах один раз в четыре года. Президент управляет страной с помощью правительства и Государственной думы. Нашей Думе 100 лет. В ней работают депутаты. Они разрабатывают законы, обсуждают и принимают их. Депутатами могут быть люди разных профессий: врачи, учителя, рабочие, космонавты, артисты. Депутатов выбирают на выборах.
А вы хотите узнать, как выбирают правителей в России?
Хорошо. Тогда мы поиграем в игру "Это правда или нет".
Садись на скамейку, старик Хоттабыч. Ты будешь задавать вопросы о том, как выбирают правителей в России. Твой волшебный волосок знает правильные ответы.
Кто ответит правильно, сядет с тобой рядом, возьмёт волшебный волосок и назовёт того, с кем бы хотел подружиться и сидеть рядом.
(Следующий игрок также отвечает на вопросы Хоттабыча; остальные дети на правильный ответ хлопают в ладоши, на неверный – топают ногами.)
• Правда ли, что можно голосовать без паспорта?
• Правда ли, что по считалке "На златом крыльце сидели" в России выбирают президента?
• Правда ли, что выборы проходят в выходные дни?
• Правда ли, что на избирательном участке играет музыка?
• Правда ли, что в бюллетень для голосования записывают клички домашних животных?
• Правда ли, что в России поднимают ноги для голосования?
• Правда ли, что процедура голосования – это лечебное мероприятие?
• Правда ли, что президента России выбирают дети?
Молодцы, ребята! Очень интересно жить в России. Но я знаю, что сегодня проходят выборы в Стране Друзей. И надо спешить туда: "фики-бики-мики-чики". Повернитесь назад. Вот Страна Друзей, а там впереди наш избирательный участок. Проходите в зал для голосования. Найдите столик с табличкой, на которой будет первая буква вашей фамилии. Кто хочет работать в комиссии?
Итак, Оля, Настя, Илона будут работать в комиссии.
Они выдадут вам бюллетени для голосования тогда, когда вы им покажите паспорт и поставите свою роспись в списке избирателей. Затем идёте в кабинку и в бюллетене, в квадратике напротив фамилии выбранного вами кандидата в правители ставите любой значок.
После этого опускаете бюллетени в ящик для голосования и уходите домой.
(Старик Хоттабыч и дети проводят процедуру голосования.)
Ну вот, все, кто хотел проголосовать, сделали это. Избирательный участок закрывается для подсчёта голосов.
(Дети подсчитывают голоса.)
Внимание! Комиссия подсчитала голоса.
Виталик набрал 5 голосов.
Лера также 5 голосов.
Серёжа 4 голоса.
Нина 0 голосов.
Победили Лера и Виталик. Их двое. Что будем делать?
(Дети предлагают разные варианты, решаем Виталика назначить царём, а Леру царицей. Поздравляем их и надеваем короны.)
"Путешествие старика Хоттабыча"
Программные задачи:
• Расширять у детей представления о России, других странах.
• Развивать связную речь у детей.
• Воспитывать гордость за свою родину, любовь к ней.
Предварительная работа:
1. Изготовление паспорта.
2. Конструирование избирательного участка.
3. Ознакомление с образцами избирательных бюллетеней.
4. Составление списков избирателей.
Ход занятия
Доброе утро, уважаемые избиратели! Избирательный участок открыт для голосования. Скоро мы будем выбирать правителей для Страны Друзей. Разрешите показать вам пустой ящик для голосования.
(Дети смотрят и видят в ящике кувшин.)
Ребята, смотрите – старинный кувшин. Я даже голос слышу из него. Этот голос просит меня вынести кувшин из группы.
(Выношу кувшин за дверь и восклицаю "Старик Хоттабыч".)
Какое чудо! Из кувшина появился старик Хоттабыч.
(Подходим к детям со стариком Хоттабычем – переодетый воспитатель.)
Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Что вы сейчас будете делать?
(Будем выбирать правителя для Страны Друзей.)
Я не был в этой стране. Расскажите мне про неё.
Кто придумал Страну Друзей?
Кто в ней живёт?
Что делают её жители?
Если в вашей стране особый отличительный знак – герб?
Зачем нужен герб?
(Рассказы детей.)
Ребята, спасибо вам! Но я хочу попасть в страну Россия и узнать, кто управляет этой страной и как выбирают там правителей.
Хорошо, старик Хоттабыч! На Земле много стран и городов. Давайте сядем на ковёр-самолёт и полетим искать Россию.
(Дети становятся на ковёр.)
Игра "Ковёр-самолёт"
Наш ковёр-самолёт летит над Землёй. Пушистые облака плывут по небу, их подгоняет озорной ветерок. А вот смотрите, облака скачут, как белогривые лошадки.
Я вижу жёлтую землю. Там играют на барабанах темнокожие люди.
(Показываю картинку – барабан.)
Как вы думаете, куда перенёс нас ковёр-самолёт? (В Африку.) Давайте мы будем бить в барабаны.
(Показывают игру на барабанах.)
Летим дальше. И вот мы в Испании.
На чём там играют?
(Показываю картинку – гитары.)
На гитаре. Хотите поиграть на гитаре? Пожалуйста.
(Дети изображают игру на гитаре.)
А ещё в Испании играют на кастаньетах.
(Дети щёлкают пальцами.)
В Вене играют на фортепиано, на Украине – на гуслях, в Италии – на скрипке.
(Дети изображают игру на этих инструментах.)
Ребята, смотрите, а здесь играют на гармошке. Как вы думаете, что это за страна? (Россия.)
Пора приземляться.
Смотрите, какая красивая поляна!
(Дети переходят на другой ковёр.)
Давайте отдохнём на ней.
(Дети ложатся.)
Раскиньте ручки и ножки в сторону, как лепесточки, чтобы вам никто не мешал. Закройте глаза. Вдох-выдох. Вы лежите в густой, мягкой траве. Рядом стрекочут кузнечики. Как хорошо, как приятно! Но солнышко припекает. Давайте сядем и посмотрим вокруг. Я вижу скамейку Дружбы. На ней встречаются друзья и рассказывают друг другу интересные истории о своей Родине.
Послушайте, о чём нужно говорить в начале рассказа, в середине и конце. В начале надо рассказать о том, как называется наша Родина, какая она, кто в ней живёт. Затем расскажите про лес, речку или поле. В конце всем нам будет интересно услышать, любите ли вы свою Родину и почему.
(Дети составляют рассказы о Родине.)
Наша родина – Россия. У неё есть герб. На нём двуглавый орёл и смелый воин на коне, который побеждает змея. Флаг у России бело-сине-красный. Он появился при царе Петре I. В России живут добрые люди: русские, чукчи и ещё много различных народностей.
Моя Родина называется Россия. Наша страна большая. У нас есть поля и полянки, там можно поиграть с друзьями, сорвать цветы и веночек сплести. Ещё есть речка. Я люблю сидеть на бережку, люблю купаться, брызгаться водичкой и делать волны.
Я люблю свою родину, потому что на земле растут красивые берёзки. Они белоствольные, красивые и стройные.
Я люблю свою Родину, потому что в ней живёт моя мама и другие мамы, которые говорят на разных языках. Все они красивые и добрые и очень любят своих детей.
Спасибо! Вы рассказывали интересно, последовательно, громко и чётко произносили слова и предложения. Всем очень понравились ваши рассказы о Родине.
(Дети выражают свой восторг аплодисментами.)