Ольга Николаевна Баева
Массаж тела и лица. Практический материал к «Развернутому перспективному планированию»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение №2 Авторы составители Баева О. Н Пузырева Д. Н.
Массаж, тела и лица.
«В гости».
Закинуть руки за шею и помассировать спину: Спинка, спинка.
Пальцами массировать голову: Потолок.
Нажать пальцем на кончик носа: Электрический звонок.
Кулачками растереть щеки: Хозяин дома?
-Дома.
Ладонями растереть уши: Гармонь готова?
- Готова.
Погладить шею: Можно поиграть?
Вибрационные движения по груди подушечками растопыренных пальцев: Да!
Массаж рук.
«Скворцы».
«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу:
Раз и два - звенят капели.
Публикация «Массаж тела и лица, Практический материал к „Развернутому перспективному планированию“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Тело человека, органы чувств. Планы
- Темочки
Погладить ладонью: Три, четыре - мы запели.
Пошлепать ладошкой: Пять и шесть - летят скворцы,
Круговые движения кулачком: К нам летят скворцы-певцы.
Поколачивание кулачком: Семь и восемь - песни льются.
Поглаживание ладонью: Девять, десять - все смеются.
Повторить массаж: на другой руке
Массаж ушей.
«На границе».
Провести большим и указательным пальцами по краям ушных раковин: Жу-жу-жу - я границу сторожу. Ши-ши-ши - зашуршали камыши.
Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх: Жу-жу-жу - я в дозоре хожу. Ши-ши-ши - спите сладко, малыши.
Массаж носа.
«Морковь».
Провести указательными пальцами от крыльев носа кушам: Вот-вот-вот - морковки водят хоровод.
Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз: Ава-ава-ава - веселая забава.
Снизу вверх:
Овь-овь-овь - вкусная морковь.
Гимнастика для мышц шеи.
«Козлик».
Поднимать и опускать голову, руки перед грудью, кисти опущены вниз, пальцы вместе: Ома-ома-ома - стоит козлик у дома.
Качать головой вправо-влево, положение рук то же: Оме-оме-оме - хорошо в высоком доме.
Поднимать и опускать голову, делая призывные движения руками: Ме-ме-ме - подойди-ка ты ко мне.
Качать головой вправо-влево, грозя пальцем: Мот-мот-мот - не ставь копытца на комод.
Гладь мои ладошки, ёж
Берём 2 массажные щётки и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Педагогам: можно брать подгруппу детей до 8 человек и рассаживать их вокруг себя так, чтобы взрослый мог дотянуться до всех. Каждому ребёнку — по движению на каждый ударный слог стиха.
Мне дала синичка хрупкое яичко
Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила, —
с этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда.
И снесла яичко
Умница-синичка, —
взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно —
Так у птиц заведено.
С этими словами ребёнок катает мячик между ладоней — одна сверху, другая снизу.
БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА
Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:
Я сожму своё кольцо —
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:
Пополам его согну
И восьмёркой заверну.
Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.
ВСЕ УЗЛЫ ПЕРЕБЕРУ
Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8—16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребёнок проговаривает строки:
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру, —
хватаясь за узел на каждый ударный слог. Если узлов 8, то после второй строки перехват начинаем сначала.
Педагогам: если проводить это упражнение в подгруппе детей, то концы верёвки надо связать, а верёвку не натягивать, а держать всем вместе, сидя в кругу.
Соединение одноимённых пальцев двух рук № 1
Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноимённые пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.
МЫ КАТАЛИСЬ (указательные) НА КАЧЕЛЯХ (средние, НАС КРУЖИЛИ (безымянные) КАРУСЕЛИ (мизинцы).
МЫ УСТАЛИ, МЫ УСТАЛИ (большие пальцы «обнимаются»).
О
Соединение одноимённых пальцев двух рук № 2
ДЯТЕЛ! ДЯТЕЛ (указательные!
ТУК! ТУК! ТУК (средние!
ЭЙ, ПРИЯТЕЛЬ (безымянные!
Я НЕ ЖУК (мизинцы!
ТЫ НЕ ЖУК (указать двумя указательными пальцами вперёд?
ТОГДА — ПОКА (помахать рукой на прощание!
НО ПОХОЖ ТЫ НА ЖУКА (погрозить указательным пальцем!
Здравствуй пальчик, старший брат
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец, снова мизинец, безымянный, средний, указательный.
После двустишия — смена руки.
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.
Варианты стихов:
Барсик сунул к мышкам нос. «Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?»
Шли мы как-то по дороге. Видим: ходят чьи-то ноги. Смотрим выше: кто же он? Это серый толстый слон.
Ухнул филин на суку, У него болит в боку. А у зайца сердце в пятки, В лес удрал он без оглядки.
НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ
ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз - рис. 1).
ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!
ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево — рис. 2):
ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.
ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам — рис. 3)
НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ
ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)
НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.
И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами — рис. 4):
ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.
И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад) —
НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.
ВПЕРЕД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад) -
И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.
Ритм (Онучин Н. А.)
Весной в огороде.
Хлопки в ладоши: Од-од-од - мы вскопали огород.
Хлопки по коленям: Ода-ода-ода - Стоит хорошая погода.
Щелчки пальцами: Да-да-да - Растениям нужна вода.
Перетопы ногами: Ду-ду-ду - За водою я пойду.
Темп, ритм.
Башмачки.
Стоя на месте, перекаты с пятки на носок:
А-чки, а-чки!
Мы купили башмачки
Не отрывая носков от пола, постукивать пятками: Ой, какие мы купили Веселые башмачки.
Шаг на месте на всей стопе: Разок шагнешь, другой шагнешь,
Частые перетопы: А потом, потом, потом плясать пойдешь!
Мимическое упражнение.
«Жаба».
Устало: Жарко Жабе лежать в луже. Жаба ждет дождя и тужит:
Сердито: - Ох! Ужасная жара! Лить дождю уже пора!
Радостно: Кап-кап-кап! Ура! Ура! Лей до самого утра!
«Белка».
Задорно: Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку.
Испуганно: Белка шишку уронила, прямо в Мишку угодила.
Обиженно, сердито: Застонал, заохал Мишка: - на носу вскочила шишка!
«Какой у вас арбуз»?
Дети передают мяч-«арбуз» по кругу: Он зеленый, круглый, гладкий, а внутри он - красный, сладкий.
Ребенок, у которого остался арбуз, делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой он - кислый или сладкий.
«Злой волшебник».
Зло: В лес пришел волшебник злой.
Испуганно: Он ужасный и большой. Он руками замахал и зверей заколдовал.
Весело: Но пришли друзья-детишки, озорные шалунишки,
Задумчиво: Стали думать и гадать, как зверей расколдовать.
Удивленно, радостно: Чтоб заклятье злое снять, Дед Мороза надо звать!
«Эхо».
Закричали все: «Ау!»
Удивленно: Никто не отзывается.
Грустно: Только эхо откликается
Нам тихонечко: «Ау! Ау!»
Радостно: Эхо! Эхо! Вот потеха. Это эхо каждый раз передразнивает нас!
«Угости котенка».
Мой серенький кот совсем не растет, и даже усы не растут. Он супа не ест, и каши не ест - попробуй-ка вырасти тут!
Дети мимикой передают, как котенок угощается молочком, мясом, лимоном, колбаской, морковкой, перцем и т. д.
«Прыжки с остановкой».
Зайка прыгает по лесу: Раз, два, три - прыжки на месте. Ноги врозь ноги вместе! Остановиться - прислушаться.
Прыг-скок! Прыг-скок! И вокруг себя прыжок. Остановиться – удивиться.
Раз, два, три - прыжки на месте, мы встаем, ложимся с песней. Остановиться – обрадоваться.
Раз, два, три - о-го-го, не боимся никого! Остановиться - храбро посмотреть.
Прыг да скок! Прыг да скок! Если что - и наутек! Остановиться – испугаться.
«Лягушонок-забияка».
Задорно: Лягушонок-забияка хвать за хвост и тащит рака.
Сердито: Рак грозит ему клешней: Не шути, малыш, со мной!
Жалобно: Ой-ей-ей! Ай-яй-яй! Лапку мне мою отдай!
«Вкусные подарки».
Радость: Очень радовались дети: Мама принесла в пакете
Удовольствие: Пряников для Машеньки, бубликов для Ванечки, Толику - пирожное, ну а нам - мороженое.
Расслабляются, плавно опускаются на пол, показывая, как мороженое тает: А оно, а оно растаяло и потекло.
«Снеговик тает».
Обиженно: Снеговик на весну обижается,
Грустно: Снеговик от тепла простужается.
Удивленно: У него, если нет мороза, капельки падают с носа.
«Артист».
Я артистом быть хочу, Я танцы, музыку люблю!
Удивленно: Заиграла дудка, Я плясать пойду.
Весело: В пляс за мной, ребята, ду-ду-ду!
Сердито: Барабан грохочет, будто сильный гром.
Испуганно: В лес за мной, ребята, бом-бом-бом!
«Облака».
Дети наблюдают за «облаками» с выражением внимания и интереса: По небу плыли облака, А я на них смотрел.
Глаза прищурены: И два похожих облачка найти я захотел.
Улыбаются: Вот облачко веселое смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
«Плачут»: Вдруг каплями-дождинками расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.
«Крапива».
Грустно: В огороде сиротливо пригорюнилась крапива.
С жалостью: Может, кем обижена? Подошел поближе я.
Сердито: А она-то, злюка, обожгла мне руку!
«Кукла больна».
Сочувствуют: Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна,
Показывают, как ей больно: Кукла бедная больна, пьёт сиропчик она.
С радостью: Ей сиропчик нравится, куколка поправится!
Релаксация.
Садятся на ковер и поглаживают ноги: Наши ножки устали, Они прыгали, скакали.
Поглаживают руки: Наши ручки устали, Они хлопали, играли.
Ложатся на спину, закрывают глаза: Глазки закрываются, Реснички опускаются. Глазки засыпают, Дети отдыхают.
Открывают глаза и смотрят вверх: Глаза голубые у киски моей, А небо над нами еще голубей.
Спокойно встают и тянут руки вверх:
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.
Релаксация.
«Овощи».
Дети сидят на ковре. Устали овощи, сели отдыхать.
Обмахивать лицо ладошками: Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
Хлопать по коленям: Кряхтит морковка: «Эх! Эх!»
Легко ударять пальчиками по коленям: Стонет горох: «О-хо-хох!»
Хлопать в ладоши: Жалуется огурец: «Ух! Ух!»
Встали, пошли на свои места: Отдохнули? Быстро в салат!
Релаксация.
«Внимание».
Дети стоят. У педагога флажки четырех основных цветов.
Вот флажки - четыре цвета. Нам игра знакома эта. Флажок я желтый подниму - всех похлопать попрошу. Флаг зеленый подниму - всех потопать попрошу. Синий - будем все молчать. Красный - все «Ура!» кричать.
Релаксация.
Дети в положении сидя. Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу: Раз, два, три, четыре, пять!
Сжимать и разжимать пальцы: Все умеем мы считать.
Покачать расслабленными руками: Отдыхать умеем тоже.
Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос:
Руки за спину положим, голову поднимем выше и легко, легко подыши