Лучший педагог года

Практический материал по правовому воспитанию старших дошкольников

Любовь Глазова
Практический материал по правовому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Практический материал

по правовому

воспитанию старших дошкольников

Методическая разработка

Социального педагога МДОУ

«Детский сад компенсирующего

вида № 82» г. Саратов

Веденской Татьяны Владимировны

2016 г.

Сентябрь

Беседа «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность.»

Цель: Вырабатывать у детей активную правовую позицию. Воспитание

гуманных чувств.

Публикация «Практический материал по правовому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах

Литература: Русские народные сказки: «Заяц Хваста», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Игра: «У медведя во бору».

I. Ход занятия: Дети, для того, чтобы вам хорошо, счастливо жилось в нашей стране, на Земле, все взрослые люди, объединившись вместе (Организация объединенных наций) создали документ, защищающий права детей «Конвенция о правах ребенка» в 1989 году. Даем краткие сведения о содержании этого документа.

Сегодня мы поговорим о том, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность. (Беседу проводим на примере сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Вспоминаем краткое содержание сказки.

Вопросы к детям:

1. Назовите главных героев сказки.

2. Кто посягал на личную неприкосновенность Иванушки, что с ним произошло?

3. Кто обидел Аленушку, нарушил ее права на личную неприкосновенность?

4. Кто спас сестрицу Аленушку и братца Иванушку?

5. Расскажите, кто, когда и как нарушил ваши права, права

ваших сверстников, справедливо ли это было? (Обсуждаем с детьми на примерах из их жизни различные ситуации и находим способы выхода из них)

6. Игра: «У медведя во бору»

Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, бег с увертыванием, умение действовать сообща.

Учить соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.

III. Задание на дом: нарисуйте каким образом были нарушены права Аленушки и братца Иванушки на личную неприкосновенность.

II.Беседа по сказке «Заяц Хваста».

Цель: вырабатывать у детей активную правовую позицию, воспитывать положительные нравственные качества.

Вопросы к детям:

1. Назовите главных героев сказки.

2. Почему зайца прозвали Хвастой?

3. Кто проучил и как Зайца Хвасту? (проучила зайца ворона, но при этом, нарушив его права на личную неприкосновенность. А как бы поступили вы: сделали бы замечание, объяснили, как нужно поступать, не обижая его).

4. В какую беду попала ворона? (ворону «потрепали» собаки, нарушив ее права на личную неприкосновенность)

5. Кто защитил ворону? (заяц Хваста отвлек внимание собак на себя).

6. Вспомните кто, когда и как нарушал ваши права на личную неприкосновенность? (рассуждаем, на примерах, как можно выйти из той или иной ситуации).

7. Задание на дом: нарисовать, как были нарушены права героев сказки на личную неприкосновенность (вороны и зайца).

8. Игра: «У медведя во бору»

Цель: Закрепить понятие «Право на личную неприкосновенность».

Развивать внимание, бег с увертыванием, быстроту реакции, умение действовать сообща.

Октябрь

Тема: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению».

Цель: Формировать представление о нравственных качествах человека, учить давать правильную оценку этим качествам: добра, справедливости, взаимовыручки, смелости, уверенности в себе. Закрепить понятие права на свободу, личную неприкосновенность. Вырабатывать активную правовую позицию дошкольников – граждан России.

Литература: «Тараканище» К. И. Чуковского, «Золотой ключик или приключения Буратино А. Н. Толстого.

Игра: «Мышеловка».

I. Чтение: «Тараканище» К. И. Чуковского, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Н. Толстого.

II. Беседа по сказке: «Тараканище» К. И. Чуковского

Вопросы к детям:

1. Вспомните, о чем говорится в сказке?

2. Назовите зверей – героев сказки.

3. Кого боялись звери? Почему?

4. Как маленький «Тараканище» угрожал зверям? Перечислите.

5. Почему звери безропотно выполняли жесткие требования «Тараканища»?

(Боялись его).

6. Кто спас зверей и как, вспомните (прилетел воробей и склевал «Тараканище»).

7. Вспомните о каком праве человека и героев сказки мы беседовали? (Никто

не должен подвергаться пыткам и насилию).

8. Нарисуйте дома, героев сказки, которые подвергались жесткому обращению.

9. Игра «Мышеловка».

Цель: развивать уверенность, смелость, бег с увертыванием.

III. Чтение сказки: «Золотой ключик или приключения Буратино».

IY. Беседа по теме: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению».

Цель: Воспитывать гуманные чувства, гуманное отношение друг к другу.

Учить различать и правильно характеризовать нравственные качества человека (героев сказки) : добро, справедливость, уверенность, взаимовыручка и другие;

- положительные (добро, правдивость, отзывчивость, любовь, взаимовыручку, дружбу);

- отрицательные (зло, жадность, зависть, жестокость).

Учить рассуждать, анализировать, делать выводы.

Вопросы к детям:(по сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»)

1. Вспомните содержание сказки, назовите героев, опишите их.

2. Назовите положительные качества Буратино, папы Карло, Пьеро, Артемона, Мальвины…

3. Назовите отрицательных героев сказки.

4. Перечислите отрицательные качества Карабаса- Барабаса, Дуремара, кота

Базилио и лисы Алисы…

5. Сравните качества характеров, поступков разных героев сказки (обсуждаем, делаем выводы).

6. Кто из героев сказки подвергался обману, жестокому обращению, насилию,

пыткам? (Буратино, папа Карло, куклы).

7. Кто из героев сказки жестоко обращался с другими героями?

8. Вспомните случаи из жизни: как по вашему мнению окружающие вас люди

находились в подобных ситуациях и как поступили бы вы?

9. Домашнее задание: нарисуйте сценку из сказки на тему: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению».

10. Игра «Мышеловка»

Ноябрь

Тема: «Все люди равны перед законом и имеют равные права на защиту от дискриминации».

Цель: Познакомить дошкольников с новым правом всех людей на равенство перед законом и защиту от дискриминации. Вырабатывать верную правовую позицию у детей. Учить различать положительные и отрицательные нравственные качества людей, героев сказки. Воспитывать гуманное отношение друг к другу, развивать положительные нравственные качества: справедливость, честность, дружелюбие.

Литература: русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Лисичка сестричка и серый волк»

Игра: «Бездомный заяц», «Хитрая лиса».

I.Чтение сказки «Крошечка- Хаврошечка».

II.Беседа по сказке «Крошечка – Хаврошечка».

Вопросы к детям:

1. Назовите положительных героев сказки.

2. Назовите отрицательных героев сказки.

3. Кто обижал Крошечку – Хаврошечку, как?

4. Каким образом были нарушены ее права?

5. Что произошло дальше?

6. Кто и как помогал Крошечке – Хаврошечке, защищал ее права?

7. Кто в итоге защитил права Крошечки – Хаврошечки? Какие права? (Право на защиту от дискриминации).

8. Нарисуйте дома эпизод из сказки по теме: «Все люди равны перед законом и имеют равные права на защиту от дискриминации».

9. Игра «Бездомный заяц».

Цель:

Развивать внимательность, быстроту реакции. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Соблюдать правила игры.

III.Беседа по сказке «Лисичка сестричка и серый волк».

Вопросы к детям:

1. Вспомните? о чем говорится в сказке?

2. Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

3. Что произошло по дороге с лисой?

4. Расскажите, как поступила лиса по отношению к волку, к дедушке

5. Что произошло с волком?

6. От чего пострадал волк?

7. Дайте оценку поступкам лисы и волка?

8. Чьи права были нарушены?

Задание на дом: нарисуйте наиболее запомнившийся эпизод из сказки. Отразите в рисунке как были нарушены права героев.

Игра: «Хитрая лиса».

Цель: Воспитывать внимательность, слуховое восприятие, память.

Развивать быстроту реакции.

Декабрь

Тема: «Каждый человек имеет право на жилище».

Цель: Формировать представление детей о праве человека на жилище. Вырабатывать активную правовую позицию дошкольников – граждан России

Литература: сказки- «Заяц и лиса» (русская народная, «Три поросенка» (русская версия) С. Михалков.

Игра: «Бездомный заяц», сюжетно- ролевая игра «Семья».

I. Беседа по сказке: «Заяц и лиса»

Ход занятия: Вступление. Называем тему занятия.

Вопросы к детям:

1. Вспомните, о чем говорится в сказке «Заяц и лиса».

2. Оцените поступок лисы.

3. Оцените поступок зайца.

4. Кто и как помог зайцу в трудной жизненной ситуации?

5. Кто стремился помочь зайцу и почему?

6. Какое право зайца было нарушено?

7. Нарисуйте сюжет из сказки по желанию, отразив в рисунке тему занятия.

8. Игра «Бездомный заяц»

Цель:

1. Уточнить знание права каждого члена общества на жилище.

2. Воспитывать внимание, быстроту реакции, доброжелательное отношение

друг к другу.

II. Беседа по сказке: «Три поросенка»

Вопросы к детям:

1. Назовите главных героев сказки.

2. Что произошло с «братьями»?

3. Назовите какое право и на что было нарушено в сказке?

4. Чье право и какое было нарушено?

5. Как братья защищали свое право на жилище?

6. Как еще можно защищать свое право на жилище? (с помощью закона, через суд).

7. Игра (сюжетно-ролевая) «Семья».

Цель:

1. Закрепить знание социальных навыков и умение воспроизводить их в игре, в социуме.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Январь

Тема: «Ребенок не может быть разлучен с родителями».

Цель: Продолжать знакомить детей с правами человека. Вырабатывать активную, верную правовую позицию у дошкольников.

Литература: сказка «Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен

Игра: Семья

Цель: 1. Продолжать формировать социальные навыки у детей.

2. Воспитывать положительные нравственные качества: любовь к родным, к семье, доброжелательное отношение друг к другу, заботу друг о друге.

I. Чтение сказки: «Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен.

II. Беседа по сказке:

1. Вспомните сюжет сказки.

2. Назовите положительных героев сказки, какими чертами характера они выделяются?

3. Назовите отрицательных героев сказки, перечислите черты их характера, поведения.

4. Чьи права в сказке были нарушены?

5. Какое право было нарушено?

6. Кто и как нарушил права детей?

7. Кто помогал детям восстановить их права?

8. Домашнее задание. Нарисуйте эпизод из сказки по поставленной теме.

9. Игра сюжетно-ролевая «Семья».

Цель:

1. Закрепление социальных навыков в игре.

2. Воспитание положительных нравственных качеств: любовь к родным, к семье, доброжелательное отношение, заботу друг о друге.

Февраль:

Тема: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг».

Цель: Формировать представление о праве человека на отдых и досуг. Вырабатывать активную правовую позицию дошкольников – граждан России.

Литература: «Золушка» Шарль Перро

I.Чтение сказки «Золушка».

II.Беседа по сказке.

Вопросы к детям:

1. Расскажите коротко сюжет сказки.

2. Перечислите положительных героев сказки. Назовите, какими положительными качествами характера они обладают.

3. Назовите отрицательных персонажей сказки. Опишите их поведение, черты характера.

4. Чьи права были нарушены и как? Расскажите.

5. Кто восстановил право Золушки на отдых и досуг и как?

6. Как отдыхаете дома вы?

7. Задание на дом: нарисуйте запомнившийся вам сюжет из сказки, отразив в рисунке чьи права были нарушены.

Март

Тема: «Равноправие в семье»

Цель: Формировать представление о равноправии в семье. Вырабатывать активную правовую позицию дошкольников, социализацию личности ребенка – обладание высокими нравственными качествами. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Литература: «Кукушка» - сказки народов севера.

I. Ход занятия: Чтение сказки. Беседа по теме.

Вопросы к детям:

1. Вспомните сюжет сказки.

2. Назовите героев сказки.

3. Чьи права в сказке были нарушены?

4. Кем были нарушены права матери в семье и как?

5. Что произошло дальше?

6. Охарактеризуйте поступок детей, матери.

7. Как вы относитесь к своим родным: к маме, к бабушке, другим членам семьи, чем их обидели, в чем вы были неправы или они и как вы поступили

дальше. Как решили создавшуюся ситуацию?

8. Рисунки по сказке: «Кукушка». Задание: отразить в рисунках тему занятия.

Апрель

Тема: «Защита ребенка от насильственного труда», «Каждый человек имеет право на труд»

Цель: Дать понятие о праве каждого ребенка (человека) на защиту от насильственного труда и о праве каждого на труд. Воспитывать положительные нравственные качества: трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу.

Литература: «Золушка» Шарль Перро

I.Чтение сказки «Золушка».

II.Беседа по сказке «Золушка»

Вопросы к детям:

1. Вспомните сюжет сказки.

2. Расскажите, какие по поведению, своему характеру герои сказки:

- расскажите о положительных героях;

- расскажите (опишите поведение) об отрицательных героях.

3. Чьи права были нарушены в сказке и каким образом?

4. Кто восстановил права Золушки и как?

5. Перечислите, какие права были нарушены.

6. А вы любите трудиться? Что вы любите делать, расскажите.

7. Трудитесь ли вы по своему желанию или нет?

8. Почему необходимо помогать по дому маме, бабушке?

9. Что значит насильственный труд, не встречались ли вы с этим в своей жизни, как?

10. Рисунки по сказке: «Золушка». Задание: отразить в рисунках тему занятия.

Май

Тема: «Дружат дети всей земли».

Цель: Формировать активную правовую позицию дошкольников – граждан России. Воспитывать положительные нравственные качества детей: любовь к Родине, к дому, к родителям к семье. Уважение к окружающим, друг к другу, взаимопомощь, доброжелательность.

Литература: «Новичок».

Развлечение: «Дружат дети всей земли»

I. Чтение: «Новичок».

II.Беседа по рассказу «Новичок»

Вопросы к детям:

1. Вспомните, о чем рассказ?

2. Назовите героев произведения.

3. Что испытывал мальчик – новичок в первый день в детском саду?

4. Как отнеслись к новичку дети, охарактеризуйте их поступки.

5. Как отнеслась к мальчику воспитательница?

6. Вспомните, кто из детей недавно пришел в группу, как отнеслись вы к «новенькому»? Музыкальное развлечение «День рождения Земли» (по плану музыкального руководителя).

III.Музыкальное развлечение «День рождения Земли» (по плану музыкального руководителя)

Цель:

-Создать у детей радостное, праздничное настроение.

- Привлечь детей к украшению зала.

- Пригласить на праздник младших дошкольников.

Используемая литература:

1. Конституция РФ

2. Закон РФ «Об образовании»

3. Конвенция ООН о правах ребенка

4. Семейный кодекс РФ

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

6. «Изучаем права человека» В. Антонов»

7. «Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии» Л. И. Аксенова

Публикации по теме:

«Чудесные ладошки» Практический материал для игровых упражнений по рисованию на основе ладони руки«Чудесные ладошки» Практический материал для игровых упражнений по рисованию на основе ладони руки Цель данного пособия – развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста, посредством изобразительных игровых упражнений на.

Игровой материал по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослыхИгровой материал по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых Как познакомить дошкольников с профессиями взрослых в интересной и увлекательной форме? Конечно, можно использовать чтение художественной.

Игровой материал по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых. ПродолжениеИгровой материал по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых. Продолжение Продолжаем разговор о формировании у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых с использованием игрового материала. Задание.

Неделя правового воспитания дошкольников «Я — ребенок, и у меня есть права» Понедельник 1. Объявление фото-конкурса «Как прекрасен мир в котором я живу» 2. Беседа с детьми «Кто нас защитит?». 3. Информационный стенд.

Практический материал по ФЭМП в старшей группе Практический материал по ФЭМП в старшей группе. Из опыта работы воспитателя Кушнир Л. А. Дидактические игры и упражнения. Количество и.

Конспект НОД по правовому воспитанию старших дошкольников «Я и мои права» Сегодня много пишут и говорят о "новых" детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том,что они пришли в этот мир, чтобы изменить.

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников Проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников в МДОУ» Проект долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

Практический материал по развитию воображения (для использования в родительском уголке) Практический материал по развитию воображения (для использования в родительском уголке) Уважаемые родители! Развитие творчества – один из.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Занимательный материал для старших дошкольников «Грамматическая арифметика». Грамматическая арифметика Для тех, кто любит интересные задачки, да позаковырестей, предлагаю познакомиться с грамматической арифметикой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический материал по правовому воспитанию старших дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2016 в 14:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практический материал по правовому воспитанию старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Глазова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД