Елена Машарова
Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации, который предлагает один из авторов программы «Радуга»
Публикация «Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
И. Галянт.
Что - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.
Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.
Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Вопрос воспитателям: Как вы думаете, коллеги, какие виды творческой деятельности относятся к ритмодекламации?
Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:
1. Игры речевые (логоритмические, пальчиковые:
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики, повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.
2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации) :
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
3. Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и тд.)
Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.
4. Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и тд.)
Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.
Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Ритмические игры И. Галянт
Музыкальные игры:
В музыкальных играх идёт передача ярких художественных образов, вызывая у ребёнка живой интерес, побуждая активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.
Гном, гном
Он придёт совсем неслышно в дом, дом. (руки домиком)
Как зовут его, не знаешь? Гном, гном. (пожать плечами)
Он, наверно, очень добрый? Да, да. (кивнуть головой)
У него такая борода. Борода (показать бороду)
Он расскажет тихо сказку нам, нам. (руки к груди)
Я ему медовый пряник дам, дам (отдающие движения)
А потом станцуем гопачок-чок. (каблучок)
Он такой забавный старичок. Старичок. (показать старичка с палочкой)
И на зонтике волшебном вдаль, даль (руку ко лбу,смотреть в даль)
Улетит он, а прощаться жаль, жаль. (потирать глаза)
Я не буду больше плакать, нет, нет. (покачать указ. пальцем вправо,влево)
Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)
Белый мишка»
Белый мишка шел по снегу, «топать» мячиком по одной руке
Сам с собой он вел беседу: «топать» по другой руке
«Ры-ры, ру-ру, (катать мячик в ладошках)
Много снега наберу!
Налеплю комочков (сжимать мячик двумя руками)
Беленьких снежочков.
Буду-буду их катать. (Катать в руках)
А потом кидать!»
(Кидают вверх мячики несколько раз под музыкальный проигрыш.
Игра-самомассаж начинается сначала.
«Скачите палочки»
Вы скачите, палочки, Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, Один раз стукнуть двумя палочками по полу.
Прискакали на лужок. Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.
Правой ножкой: топ, топ, Стучать палочкой в правой руке по полу.
Левой ножкой: топ, топ. Стучать палочкой в левой руке по полу.
На лавочку сели, песенку запели. Поставить обе палочки на колени и качать.
Ранним утром. (Т. Э. Тютюнникова)
1. Ранним утром на рассвете, первая группа детей – шлепки по ногам
Шух- шух- шух, вторая группа детей – «шуршат ладошками»
То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногам
Шух- шух- шух, вторые - «шуршат»
Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья»
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
Новость новую принёс, первые – пальчик указательный к губам
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
И по лесу тут же слухи, первые – друг к другу «шепчутся»
Ссшшш! вторые – звукоимитация голосом
Полетели точно мухи, первые – машут мелкими «крыльями»
Зззззз! вторые – звукоимитация голосом
Покатился лесом гул: первые – нарисовать руками большой круг
Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом
То спросонок лес вздохнул, первые – глубокий вдох
Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом
И посыпалась роса, первые – «брызги» руками
Кап- кап- кап- кап! вторые – звукоимитация голосом
Зазвучали голоса первые и вторые расходятся в разные сторо
Ааааа! ны, изображают разные голоса лесных жи
телей.
Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.
Лесной вальс. (Т. Э. Тютюнникова)
1. Белочка с зайчиком вышли гулять, хлопки, шлепки на трёхдольный размер
Травки поесть и орешков собрать, одновременно все вместе,
Рыжая белочка – щёлк да по - щёлк, первые – шлёпают,
Заинька серенький – прыг да прыг, скок. вторые – хлопают.
2. Видят вдруг ёжик бежит по траве, третьи – «шуршат» руками, продолжая
Гриб сам нашёл он в траве – мураве, сопровождать трёхдольный размер.
Весь я в иголках – пых, да по – пых,
Помнить друзья бы должны вы о них!
Данная речевая декламация в трёхдольном размере. Разучивать, как форму рондо. Имеет место импровизационное инсценирование.
Дирижёр.
Когда прозвенел на арене звонок, хлопки ладошками
Четыре утёнка пришли на урок. шлепки по коленям
Потом лягушонок над хором дирижирует
Назначил себя дирижёром. дирижирует
Он крякать по нотам не может. хлопки
Но это его не тревожит. хлопки.
Продикламировать данное стихотворение, используя предложенные жесты и ритмический рисунок. Возможны другие варианты.
Капли Г. Вихаревой
Капля – раз! Капля – два! половинные доли на слова- «раз». «два»,
Капли медленно сперва. четвертными
Стали капать ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом восьмыми
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой! шестнадцатыми
Побежим скорей домой.
Данное упражнение на развитие чувства ускорения. Можно выполнять сидя на стульчиках, прохлопывая доли руками или шлёпая по коленям, можно в движении по кругу, топая ногами, или применять другие варианты.
Наступили холода. (авторская)
Ехать в поезде тепло «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)
Поглядим- ка мы в окно. изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)
А на улице зима, «мёрзнут» (потирают свои плечи)
Наступили холода.
Да- да- да- три хлопка
Наступили холода. потирают ладошки
Да- да- да- три хлопка
Превратилась в лёд вода. раскрыть руки в стороны, замереть
Ду- ду- ду- три хлопка
Поскользнусь я на льду. покачивающие движения
Ду- ду- ду- три хлопка
Я на лыжах иду. имитация «на лыжах»
Ды- ды- ды- три хлопка
На снегу есть следы. широкие шаги ног
Ди-ди-ди- три хлопка
Ну, заяц, погоди! грозят указательным пальчиком.
Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.
Два кота.
Та- та, два кота, хлопки
Два ободранных хвоста. «крутят хвостиками»
Серый кот в чулане, важно вышакивает
Все усы в сметане. «нарисовать усы»
Чёрный кот залез в подвал «идёт крадучись»
И мышонка там поймал! прыжок.
Упражнение на имитацию образа. Проигрывать можно как в парах, так и группам
Божья коровка. (Т. Э. Тютюнникова)
Божья коровка Поочерёдные шаги ногами, акцентируя сильную
Чёрная головка! долю правой ногой, до окончания стихотворения
Улети на небо, хлопки снизу вверх
Принеси нам хлеба, руки раскрыли в стороны
Чёрного и белого, правую руку в сторону, левую руку в сторону,
Только не горелого! указательным пальцем в стороны
Эту потешку впоследствии можно разучить каноном два раза подряд. Возможно добавление и третьего круга, если есть «заводилы».