Игнатьева Татьяна
Приемы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игнатьева Т. А.
Учитель-логопед
г. Богородск Нижегородской обл.
«Приемы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста».
Наблюдая за речью детей, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, к распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным дефектам просодической стороны речи. Инертность нервных процессов проявляется у детей в упорном шаблонном воспроизведении наиболее упрочненных старых связей, в трудностях переключения на новые. В результате неправильное произношение сохраняется, даже когда изолированно звуки произносятся верно. Поэтому возникает необходимость постоянно заниматься коррекцией одних и тех же дефектов.
Темочки:
Данное обстоятельство вызывает необходимость в разработке и внедрении системы работы по формированию контроля и самоконтроля за произношением у детей.
Что же такое самоконтроль?
Самоконтроль трактуется как осознание и оценка субъектом собственной деятельности в соответствии с эталоном.
Формирование самоконтроля проходит на всех этапах работы над звукопроизношением (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация).
На подготовительном этапе, с целью усвоения детьми артикуляционных характеристик звука, мною применяется метод артикуляционно-орального моделирования. Этот метод осуществляется на артикуляционном конструкторе, состоящем из магнитной доски и частей плоскостных моделей артикуляционного аппарата.
Для формирования умения моделировать артикуляционный образ звука на артикуляционном конструкторе использую следующие приемы :
Произносится звук правильно и неправильно. Детям предлагается исправить логопеда, выбирать правильный вариант произношения звука, составить модель данного звука, многократно произнося его.
Найти данную модель среди других моделей;
Воспроизвести данную модель самостоятельно на артикуляционном конструкторе и артикуляционно.
Сконструировать правильную и несколько вариантов неправильных моделей звука, попробовать произнести, исправить неправильные модели.
Исправить неправильное произношение самостоятельно с опорой на модель, затем без опоры на модель.
Найти среди моделей звуков правильный и неправильный варианты.
С целью закрепления орально - акустико - артикуляционного образа звука, формирования фонематического слуха, начальных навыков звукового анализа играем с детьми в игру «Подбери картинки».
Конструируется модель заданного звука, дается задание подобрать картинки, в словах названиях которых слышится заданный звук.
В игре «Слово изменилось» дети формируют фонематический слух, начальные навыки звукового анализа. Назвать слово. На плоскостной модели воспроизвести артикуляционный образ каждого звука в слове. Логопед изменяет артикуляционную модель какого - либо звука в составе слова. Детям дается задание догадаться, какой звук изменился и изменилось ли слово (мак, так, как, лак).
Большое место при формировании контроля за звукопроизношением занимает игра. В своей работе я использую для индивидуальных и подгрупповых занятий игровой комплекс по автоматизации и постановке свистящих звуков «Чудо-Юдо».
Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо — Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо — Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не составился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо — Юдо. К тому же Чудо — Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).
Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо — Юдо его опять не украл».
Автоматизация в слогах:
«Строим заборчик» : са- са- са, су - су - со и т. д.
«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог) : са — су — ба сы — ка — сы
«Возводим стену» : ас — эс — ос — ус — ыс
«Забиваем гвозди в забор» : ас — са — ос ус — сы — ыс
«Строим дом» : уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т. д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.
Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.
«Пузыри». Ты когда-нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.
«Звуковой парад» Маршируй, повторяя на каждый шаг слог са-са-су.
«Звуковая зарядка» Сегодня мы будем заниматься звуковой зарядкой. На Са - руки в стороны, на- Сы – вверх прямые руки, на Со – вверх круглые руки, на Сэ – руки на пояс.
Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.
Автоматизация в словах:
«Подбери слово»
В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].
Например: Мама купила. (самовар, санки, сосну и т. д.)
Грузовик привез. (посуду, постели, косынки и т. д.)
«Свистляндия»
Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну — «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.
«Слова друзья»
Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.
«Вагоновожатый»
Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.
На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].
Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).
В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом — в середине, в 3-ем — в конце.
Итак, системное формирование способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю посредством развития конкретных контролируемых умений и широкого использования игровой мотивации в процессе логопедической работы (в частности в процессе автоматизации звуков) способствует скорейшему исправлению речевого дефекта и развитию навыков самоконтроля.
Список литературы
1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб. : Детство-пресс. - 2005. С. 35-37.
2. Игры в логопедической работе с детьми // Ред. - сост. В. И. Селиверстов. - М. : Педагогика. - 1987.- С. 101.
3. Лазаренко О. И. Ястребова А. В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. - М. : АРКТИ. - 1999. С. 42-45.
4. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг: Практ. пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М. : Просвещение. - 2007.
5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений // А. И. Максаков. 2-е изд. - М. : Мозайка-Синтез. - 2006. С. 33.
6. Сачко Н. Н. Формирование двигательных навыков / Н. Н. Сачко, П. Я. Гальперин // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. - М. : МГУ- 1968.- С. 38.