Лучший педагог года

Приемы формирования рабочей памяти у детей с ЗПР

Полина Старовойтова
Приемы формирования рабочей памяти у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование и развитие рабочей памяти довольно сложная и специфичная работа в старшем дошкольном возрасте. В возрасте 6 лет произвольная память только начинает свое становление – и невероятно важно, чтобы ей в этом процессе была оказана максимальная поддержка со стороны взрослого, а не произошла задержка ее развития.

Для дошкольников с задержкой психологического развития характерна зависимость нарушений в формировании рабочей память от трудностей в концентрации внимания и устойчивости восприятия.

Публикация «Приемы формирования рабочей памяти у детей с ЗПР» размещена в разделах

По данным Л. Кузнецовой, характерной особенностью недостатков памяти у деток с ЗПР является то, что воспроизведение запоминаемого материала сопровождается многочисленными повторами, подменой начальных слов словами, аналогичными в смысловом отношении.

Дошкольник неоднократно повторяет только то, что он хорошо запомнил. Часто бывает, что новая информация, поступившая в память – полностью стирает предыдущую.

Отмечается усложнение такого вида памяти, как двигательная, когда в процессе телесно-ориентированной терапии для дошкольников, во время физической образовательной деятельности наблюдается сложность с воспроизведением движений в последовательности и порядке, усложняющаяся с ростом образовательной ступени ребенка.

Дошкольники с ЗПР, характеризуются наличием тех же новообразований памяти, что и дошкольники, развитие которых соответствует норме, при этом особенность состоит в том, что указанные новообразования возникают с двух - трехлетней задержкой.

Для детей с ЗПР типично воспроизведение информации с допуском погрешностей и быстрое забывание информации, обозначается подражательный уклон деятельности детей с ЗПР с неумением создавать новые образы. Формирование мыслительных операций у них затруднено.

У детей дошкольного возраста прямая зависимость между уровнем запоминания информации и эмоциональной настройкой на запоминание, а также уровнем продуктивности в процессе запоминаемости. Они обычно не используют различные приемы для припоминания информации, сосредотачиваются на одном конкретном, особенно самостоятельно, а если не получается – то бросают свои попытки.

Дети с задержкой психического развития характеризуются высокой отвлекаемостью при заучивании материала, что обусловлено невысоким уровнем устойчивости внимания. Результативность запоминания в этой связи находится на низком уровне.

При выполнении заданий, допускающих необходимость опосредованного запоминания с опорой на изображение: дошкольники, у которых имеется задержка психического развития, подыскивали с целью запоминания изображения, подобные выбираемым дошкольниками без отклонений в развитии.

При этом в случае воссоздания слов с опорой на изображения у дошкольников с ЗПР возникли выраженные затруднения. Они называли слова, которые независимо придумывали, а не те слова, какие требовалось запомнить.

Существует несколько развивающих приемов, при помощи которых происходит начальное формирование рабочей памяти у дошкольников старшего возраста. Они имеют одинаковую структуру и содержание, как для нормотипичных детей, так и для детей с задержкой психического развития.

Наиболее изученным и развитым является игровой прием, в частности, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, где не ставиться целью запоминание и воспроизведение информации, но в ходе игры дошкольники тренируют свои высшие психические функции.

Как верно заметил С. Рубинштейн, игровая деятельность является практикой развития, где происходит активное развитие мышления, речи, памяти и других фундаментальных процессов в психике ребёнка.

Д. Б. Эльконин, изучая историческое происхождение игры, указывал, что в древней культуре ребенка было принято обучать через труд взрослых, представленных в игровой деятельности. Это приводило к раннему становлению детей самостоятельными.

В игровой деятельности осуществляется игровая задача, которая представляет собой структурный элемент игры. Обучение и игра связаны между собой при помощи задач - дидактической и игровой. Дидактическая задача на занятиях в дидактической игре осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, тем самым становится задачей самого ребенка, которая возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Занимательный условный мир игры окрашивает эмоциями монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Создаётся действенная игровая мотивация, которая подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели.

Требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. После запоминания должно следовать использование усвоенных знаний.

Дидактическая игра даёт возможность применять знания в подходящей ситуации. Материал, который запомнил дошкольник, проходит через практику. Грамотно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.

Наиболее доступны детям игры с предметами, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. С самого раннего детства ребёнок начинает играть в эти игры. В течение всего дошкольного возраста это желание не угасает.

В основе настольно-печатных игр лежит принцип наглядности. В этих играх дети играют с изображением. Настольные игры богаты содержанием. Дети с помощью разных видов лото и парных картинок знакомятся с некоторыми предметами быта, зверями, птицами, растениями; дошкольники узнают их качества и свойства.

Благодаря другим видам лото пополняются знания детей о сезонных явлениях природы, о разных профессиях.

Метод классификации представляет собой ситуацию, когда ребенку представляется набор карточек, после чего, предлагается разделить их по категориям «Одежда», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», что развивает наглядно-образное мышление, в дальнейшем часть карточек убирается и ребенку необходимо назвать те карточки, которые были убраны. Как видно на диаграмме, данный игровой прием наиболее сложен для детей с ЗПР из-за трудностей развития наглядно-образного мышления и рассеянного внимания, когда дошкольники либо сосредотачиваются на классификации, либо сосредотачиваются на самих карточках.

Словесные дидактические игры являются наиболее сложным, так как в таких играх дети должны оперировать представлениями, особенно они сложны для детей с задержкой психического развития, так как у них в большинстве случаев наблюдается недостаточный уровень развития слухового внимания.

Участвуя в словесных играх, дети самостоятельно учатся составлять высказывания, определять логические ошибки, что благоприятно влияет на развитие произвольной памяти и внимания.

Так игровое упражнение «Пересказ по кругу», который используется в ходе непосредственно образовательной деятельности речевого развития, позволяет ребятам развить слуховое внимание, так как необходимо слушать, что говорит твой собеседник, и память, где необходимо вначале прослушать рассказ и запомнить его, а потом скорректировать пересказ других ребят.

Для тренировки слухового внимания и произвольной слуховой памяти подходит упражнение «Снежный ком» используют в ходе утреннего круга в детском саду или в виде отдельного игрового развлечения, когда один ребенок называет любое слов, второе повторяет его и произносит свое слов, третий ребенок повторяет уже два последующих слова и произносит новое слово.

В целях межполушарного развития и формирования психологической связи между слуховой и зрительной памятью используется дидактическая игра «Слушаем и рисуем», в ходе которого дошкольникам предлагается прослушать стихотворение и нарисовать то, о чём в нём говорилось.

В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок запоминает и воспроизводит множество знакомых и иногда незнакомых ему понятий. Например, в процессе игры в сюжетно-ролевую игру «Магазин» ребенок должен запомнить все, что ему необходимо купить продукты, одежду или обувь, постепенно увеличивая количество предметов с одного до пяти. Помимо навыков тренировки произвольной памяти и внимания, ребенок развивает наглядно-образное мышления, классифицируя отдельные предметы по областям.

Наиболее известным определением мнемотехники как приема формирования рабочей памяти дошкольников является система разнообразных приемов, облегчающих запоминание и повышающих объем памяти путем создания дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Коррекционно-развивающая программа строится на трех этапах обучения:

1. Развитие произвольной памяти при предоставлении упражнений зрительной модальности. На этом этапе упражнения проделываются по подражанию.

2. Формирование произвольной памяти при предоставлении упражнений зрительно-слуховой модальности. На этом этапе упражнения производятся по образцу.

3. Формирование произвольной памяти при предоставлении упражнений слуховой модальности. На этом этапе упражнения выполняются по инструкции.

Время каждого занятия - 30 минут. Частота проведения каждого занятия - три раза в неделю.

В каждом занятии задействованы упражнения на развитие объёма, скорости запоминания, продолжительности сохранения и точности воспроизведения. Также каждый раз проводится физкультурная минутка с применением упражнений «Покажи руками», тренирующими двигательную память. Например, можно показывать, как прыгает собачка, как двигается корова, как бодается бык, как подниматься по лестнице, как ездит машина и тому подобные двигательные задания.

Наиболее распространёнными мнемотехниками, которые используют на базе детского дошкольного учреждения, являются мнемотаблицы, где необходимо по определенной последовательности картинок воспроизвести либо только что услышанную историю (тогда мы говорим о произвольной рабочей памяти, либо некую сказку, стихотворение – тогда речь идет о долговременной памяти. Подобные задания помимо развития рабочей памяти и наглядно-образного мышления, учат дошкольников абстрактному перекодированию информации из символов в обширные образы, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Помимо мнемотаблиц можно использовать игровое упражнение «Чего не стало», когда педагог берет любые предметы, раскладывает на столе (или другой поверхности) выбранные предметы в определённой последовательности. Задача ребенка запомнить последовательность. Потом педагог, пока ребенок не видит, должен убрать какой-либо предмет или же поменять последовательность. Задача ребенка вспомнить, как было.

В этом же направлении формирования рабочей памяти действует игровое упражнение «Волшебная коробка», для которого понадобиться самая обыкновенная коробка и набор предметов по определенной теме (фрукты и овощи, посуда, находящиеся внутри неё. Задача ребенка закрытыми глазами доставать и называть предметы из мешочка, запоминая ощущения, что влечет за собой дополнительно развитие мелкой моторики. А после - вспомнить максимальное количество предметов.

Одним из наиболее сложных вариантов мнемоприемов для детей с задержкой психического развития является упражнение «Дорога Цицерона».

Этот способ незаменим в тех случаях, когда нужно запомнить перечень вещей в произвольном порядке, например список продуктов. Названием техника обязана легенде, согласно которой знаменитый римский оратор Цицерон в течение какого-то времени запоминал малейшие детали на дороге, по которой ходил в течение долгого времени, и выучил ее и все, что встречается на пути, в малейших подробностях.

Нам же нужно найти такую хорошо знакомую дорогу. Это может быть дорога не в прямом смысле, а стандартные утренние действия.

Например, человек встает с кровати, надевает тапочки, идет в ванную комнату, наступая на ковер или ламинат, берет щетку, зубную пасту, выдавливает пасту на щетку, чистит зубы, умывает лицо водой и т.

Количество действий может быть любым в зависимости от того, сколько информации нужно запомнить. Особенно хорошо использовать этот приём на уроках по развитию речи, чтению, ознакомлению с окружающим миром и т.

Допустим, нужно купить в магазине: яиц, сыр, мёд, рыба, брокколи, апельсиновый сок, молоко, ветчина.

Теперь нам нужно заменить привычные действия списком продуктов.

«Я встала с упаковки яиц и надела на ноги сыр. Подошла по липкому от меда полу к рыбе, которая открыла дверь в ванную. Взяла брокколи, полила ее апельсиновым соком, почистила этим зубы. Затем умылась молоком и вытерла лицо куском ветчины».

Конечно, выглядит это как полный бред, но здесь важно соблюсти 2 правила. Рассказ должен вызывать эмоции и не быть вымученным: запоминать то, что первым пришло в голову. Если список большой, можно расписать все действия от момента пробуждения до прихода на место детского сада.

Следует учитывать, что это описан классический вариант такого задания, а для детей с задержкой психического развития ситуация продумывается в меньших подробностях и временных рамках, а количество произвольного запоминаемого материала не превышает трех-четырех слов.

По итогу, хотелось бы указать несколько рекомендации, которые важны для успешного формирования рабочей памяти у детей дошкольного возраста независимо от выбранного приема работы :

1. Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.

2. Чем богаче опыт, знания детей, запечатлёнными ими непроизвольно, тем больше возможности возникает у них вспомнить, используя продукты непроизвольной памяти в своей практической умственной деятельности.

3. Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее.

4. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

5. Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.

6. Включение ребёнка в действие, сочетание инструкции с показом.

Публикации по теме:

«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны Сегодня дату 22 июня мы знаем как День памяти и скорби, но наши предки запомнили её как день начала Второй Мировой войны. Германия без предупреждения.

Отчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 летОтчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 лет Назарова Т. А. Рабочая программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» разработана для детей 3-4 лет, является основной частью программы.

Фотоотчёт об изготовлении поделки «Свеча памяти» к Дню памяти и скорбиФотоотчёт об изготовлении поделки «Свеча памяти» к Дню памяти и скорби Попова Валентина Фотоотчёт об изготовлении поделки "Свеча памяти" к Дню памяти и скорби Цель: нравственно-патриотическое воспитание.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.

План рабочей недели «Космос детям» для детей младшей и средней группПлан рабочей недели «Космос детям» для детей младшей и средней групп Проект на тему "Космос детям!" для детей 4-5лет Продолжительность: 1 неделя (с 05.04.2021 по 09.04.2021) Цель: Расширить знания детей.

Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа»Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» При подготовке к участию в Конкурсе «Эколята — друзья и защитники Природы!», предложила детям нарисовать творческие рисунки добрых дел,.

Общешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганцаОбщешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганца Внеклассное мероприятие, посвященн е памяти воина - афганистана Сергея Медведева Ход мероприятия: Звучит композиция Память 1 слайд Ведущий.

Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы формирования рабочей памяти у детей с ЗПР
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 18:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы формирования рабочей памяти у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Полина Старовойтова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД