Мария Боричева
Консультация для родителей «Причины детской агрессивности»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины детской агрессивности
Подготовила Боричева Мария Анатольевна
Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов, в основном относящихся к семейному воспитанию. Наиболее распространенные из них:
- Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Причины детской агрессивности“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
- Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами.
- Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследователи выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрессивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к высокому уровню асоциальности. Часто эти 2 типа воспитания можно встретить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого стиля воспитания.
- Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу.
- Родители не требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.
- Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя, т. е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
Рекомендации родителям:
- Учить детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.
- Развивать у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствия к другим) к сверстникам, взрослым, живому миру.
- Учить детей различать свои чувства, уметь их понимать и анализировать.
- Помогать адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и «ребенка-жертвы».
- Расширять его представления о том, какими еще способами он может самоутверждаться.
- Учить ребенка выплескивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, стучать надувными игрушками, хоть пластиковыми бутылками) или даже полезными способами.
Что провоцирует агрессию?
В раннем детстве один из главных путей познания окружающего мира – подражание. Малыш стремится во всем подражать своим родителям. Если вы кричите на него, бьете, он отвечает вам тем же, считая, что такое поведение дозволено.
Чрезмерно строгие наказания вынуждают ребенка скрывать свой гнев в присутствии родителей, но он может проявлять жестокость в других ситуациях. Например, приходя в песочницу и обижая младших детей.
Беспомощность родителей, уступчивость, отсутствие рамок и границ при воспитании также способствует возникновению неконтролируемой агрессии ребенка. Родители должны быть тверды и решительны в своих требованиях и запретах. В противном случае ребенок будет манипулировать вашими слабостями.
Устанавливая какой-либо запрет или ограничение, стоит сказать ребенку: «Я тебя люблю, но я не разрешаю тебе брать спички».
Советы родителям
• Прежде всего, попробуйте выяснить, что же является истинной причиной агрессивного поведения вашего ребенка.
• Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками. Чаще говорите ему о том, что любите его.
• Обсудите с ребенком его эмоции. Расскажите, что все люди иногда злятся и сердятся. Это нормально. Научите, как можно выразить свой гнев, не причинив вреда другому человеку и окружающим предметам.
Для этого можно использовать следующие приемы:
«Подушка злости»
Можно взять подушку, коврик, боксерскую грушу. Объяснить ребенку, что когда он очень сердит и ему хочется подраться, он может побить эту подушку, «отдав» ей всю свою злость.
«Бумажка в кармане».
Если ребенок постоянно грубит, дерется, то можно договориться с ним, что в следующий раз, как только ему захочется на перемене с кем-то подраться, он порвет на мелкие кусочки или скомкает бумагу, которая всегда лежит у него в кармане.
«Обзывалки»
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,. , морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты,. солнышко!»
Советуем прочитать:
Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. 100 ответов на родительские "почему?" Ярославль, 2003.