Елена Исакова
Консультация «Этикет с малых лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет с малых лет.
Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. И наша задача-воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т. е., привить ему определенные этикетные нормы. Существует много мнений о том, с какого возраста необходимо обучать ребенка правилам этикета. Я неслучайно обратила внимание на эту цитату: «Душа ребенка чиста, как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама…». Её можно отнести как воспитательному процессу в целом, так и к нашей сегодняшней теме, и поэтому о правилах приличия мы уже начинаем говорить в самом «НЕЖНОМ» возрасте.
Публикация «Консультация „Этикет с малых лет“» размещена в разделах
А сейчас немного истории… Этикет-это нормы и правила поведения в обществе, существующие примерно с XIV века, зародившиеся в Италии. Само слово «ЭТИКЕТ» впервые упомянули в XVII веке при дворе короля Франции Людовика XIV. Гостям были розданы карточки-этикетки с изложением того, как они должны держаться. Этикет регламентирует Нам манеру поведения за столом, способ общения в различных ситуациях, внешний вид и манеры.
Детский этикет-это, в свою очередь правила поведения ребенка за столом, в общественных местах, в гостях и в быту. Знание моральных норм поведения ребенком позволяет ему осознавать свое место в обществе, его права и обязанности. Этикет в жизни ребенка играет важную роль, выполняя ряд функций, прежде всего коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету дети узнают, как правильно вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить отношения со взрослыми и сверстниками. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка, способствует формированию эстетики чувств. Работая не первый год над этой проблемой при нашем детском саду, мы стараемся выполнять ряд основных задач воспитания этикетных норм :
• Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
• Развивающие:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
• Образовательные:
- познакомить детей с азами этических норм,
• -учить использовать «специальные слова» в речевом общении,
• -помочь освоить нормы этикета.
За основу своей работы мы взяли три основных раздела: Культура еды, культура быта и культура общения.
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.
Одной из профессиональных обязанностей воспитателя является обучение ребенка правилам поведения за столом. Ведь умения вести себя за столом-одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше. С раннего возраста желательно придерживаться следующих основных правил столового этикета :
1. На столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;
2. За столом сидим с чистыми лицом и руками.
3. Застолье проходит без резких выкриков и замечаний.
4. Правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
5. Обязательно благодарим за еду.
Ребенку постепенно внушают разумность этих правил, а с пяти-шести лет преступают к их осознанному обучению, постепенно, в игровой форме с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И если к двум годам для детей «высшим пилотажем» считается научиться правильно держать ложку, то с возрастом еда становится более «Утонченной». Малыш начинает пользоваться вилкой, есть с бокового края ложки, есть-пить с закрытым ртом и беззвучно, пользоваться салфеткой по правилам, дети учатся сами сервировать стол. И к пяти-шести годам основные правила культуры еды должны быть усвоены. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания. Ведь необходимо, например, научить детей рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и своё жилище, т. к. неразвитость этих качеств при быстром росте материального благополучия приводит к грустным последствиям. Стремление человека к комфорту естественно и закономерно. Важно только, чтобы в основу этого стремления легло понимание главных черт эстетического стиля, которые сформулированы ещё А. В. Луначарским: "Мы хотим сделать обстановку простую, удобную, радостную по форме, целесообразную и здоровую". Ведь ныне окружающая среда рассматривается и как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно - нравственно - красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости. Доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До XVI века слово "вежа" означало "знаток", тот, кто знает приличия - условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям. В приличиях закреплены принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.
Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.
Воспитатели свою работу по этому разделу должны начинать с изучения, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, с взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у него запас слов; может ли выразить мысль ясно для окружающих; как при этом ведёт себя, непринуждённо или скованно? Какова манера говорить - торопливо или медленно, с хорошей дикцией или невнятно, громко или тихо? Каков тон, выразительность речи? Не слишком ли много жестикуляции и т. д. Все эти программные требования и выяснил воспитатель в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе различной деятельности и, конечно, на занятиях.
Основными методами и приемами, используемые на занятиях по этикету являются :
1. Взаимодействие со сказочным персонажем (поиграть вместе, подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)
2. Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
3. Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)
4. Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)
5. Использование театра (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)
6. Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)
7. Музыка
8. Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)ъ
9. Наблюдения (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)
10. Метод проектов («Украшение стола на мамин праздник»-ср. гр. ; «Скатерти и салфетки-наши помощники»-ст. гр.)
Завершить свое выступление мне хочется замечательными словами А. С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»