Анна Ольшевская
Консультация для родителей «Столовый этикет для маленьких детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Систему работы по формированию норм и правил культурного поведения ребенка за столом необходимо организовать с раннего детства. Они вырабатываются продолжительным опытом и имеют огромное значение для нормального усвоения пищи детским организмом, для становления общей культуры ребенка как полноценной личности. Без систематической работы процесс формирования правил этикета за столом приобретает бытовой характер, то есть мы учим ребенка вести себя так, как привыкли сами себя вести в подобных ситуациях.
Публикация «Консультация для родителей „Столовый этикет для маленьких детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Знакомство и освоение норм этикета за столом приучает ребенка быть наиболее уверенным, организованным, вежливым, тактичным по отношению к себе и окружающим. Но главное, ребенок постепенно осваивает нормы культурного поведения в человеческом обществе и вырабатывает устойчивую привычку правильного поведения за столом во время приема пищи.
Организация работы по формированию навыков правильного поведения за столом должна проводиться не только систематически и последовательно, но и обязательно с учетом возрастных возможностей ребенка.
Начиная с раннего детства необходимо придерживаться четких правил столового этикета : соблюдать на столе чистоту, застелить его скатертью и сделать красивую сервировку; садиться за стол только с чистыми руками и умытым лицом; не кричать и обходиться без резких замечаний; правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками; обязательно благодарить за еду. Обязательно надо следить за тем, чтобы во время еды ребенок не спешил, не отвлекался и не играл столовыми приборами, не набивал рот и при этом не разговаривал. И не забывайте о сильном влиянии личного примера!
В силу возрастных возможностей ребенка раннего возраста, им сложно делать то, что надо, а очень не терпится сделать то, что ему хочется, поэтому родителям надо набраться большого терпения, чтобы помочь своему малышу усвоить необходимые его возрасту столовые привычки.
Главное, не стоит превращать обычный прием пищи в битву за хорошие манеры. Всему есть разумные пределы! Привычка культурного поведения за столом формируется благодаря созданию благоприятных для этого условий: позитивного настроения (похвала, доброжелательность); наглядного образца для подражания (пример взрослого); единство требований членов семьи, семьи и детского сада; пример поступков литературных персонажей; создание условий для применения полученных навыков (проблемные и игровые ситуации); регулярный контроль за выполнением определенных действий; возможность высказать свое мнение.
Правила поведения за столом необходимо донести до сознания ребенка в игровой форме и доброжелательной манере. Пусть малыш сам подумает и скажет «Как за столом поухаживать за мамой?», «Почему надо благодарить за угощение?», «Почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом?», «Как есть фрукты и ягоды из компота?», «Куда деть использованную салфетку?», «Почему нельзя есть лежа?» и другие игры – упражнения на тему «Уроки этикета». Важно постоянно следить за тем, как ребенок держит столовые приборы, потому что учить легче, чем потом переучивать.
Рекомендуется дома во время ежедневной сервировки стола и принятия пищи проводить развивающие игры с посудой и обеденными приборами «Куда положим хлеб (масло?», «Во что насыпать сахар (соль, конфеты?», «Какую посуду поставить для чаепития?» и т. д. Обязательно в процессе обучения использовать детские считалки, загадки, забавные стишки, которые превратят процесс обучение в увлекательную игру.
Обучать ребенка правилам этикета необходимо с 3 лет, постепенно их усложняя на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Родители должны помочь своему ребенку освоить правила этикета путем наблюдения за правильностью его действий и своевременного исправления ошибок. Рекомендуется дома, во время прогулок организовывать игровые ситуации на тему «Посуда и столовые приборы», «Поведение за столом», «Чаепитие у друзей», «За праздничным столом» и др.
К 4 годам ребенок уже научится кушать аккуратно и самостоятельно, правильно держать ложку и вилку, вытираться салфеткой, не крошить крошки, без напоминания благодарить и задвигать стульчик, выходя из-за стола. В этом возрасте надо приучать тщательно, не торопясь, пережёвывать пищу. Важно выработать положительное отношение ребенка к пище при помощи красивого оформления блюда, преподнося его с использованием художественного слова. Нельзя акцентировать внимание ребенка на плохом аппетите, не стоит упрашивать или заставлять его есть насильно!
Постепенно с помощью регулярных упражнений правила отрабатываются многократно и усложняются. Ребенок приучается ровно сидеть на стульчике, аккуратно кушать, бесшумно жевать, тщательно пережевывать, правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками и сервировать стол. Нужно познакомить его с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, помочь усвоить правила пользования ими.
Чтобы помочь ребенку овладеть новым навыком, не стоит его торопить при отработке определенных действий, например, намыливании рук мылом. Так же не спешите сами выполнить за него эти действия. Пусть ребенок самостоятельно осваивает их в удобном для него темпе. Постепенно при многократном повторении он приучится быть более самостоятельным и станет быстро и легко выполнять поставленную перед ним задачу без напоминаний и по собственной инициативе. В дальнейшем взрослый старается контролировать отработанные у ребенка навыки, только напоминает ему или спрашивает о выполнении необходимых действий. Если все же он забыл что – то выполнить, то небольшое напоминание достаточно быстро позволит ребенку исправить допущенную ошибку.
С 5 – 6 лет ребенка надо приучать пользоваться ножом и вилкой. Важно поддерживать у него интерес к культурному поведению за столом, правильному употреблению различных блюд: овощей, фруктов, мяса, сладостей и т. д. Требуется уделять особое внимание формированию у него правильного отношения к еде, воспитывать привычку есть разнообразную пищу. Для этого не стоит готовить только самые любимые продукты и приучать к употреблению однообразных блюд.
Разумно познакомить ребенка с процессом пищеварения, рассказать о микробах и бактериях, убеждать ребенка, что лучше употреблять пищу сидя за столом и т. д. Желательно использовать примеры из жизни, почему следует себя вести так, а не иначе.
Правильно организованное питание в семье играет важную роль в духовно - нравственном воспитании ребенка. Формируя у ребенка в семье культуру еды, необходимо давать ему возможность принимать участие в приготовлении блюд и сервировке стола, развивая тем самым у него чувство любви и заботы о близких людях. К тому же, когда ребенок принимает участие в приготовлении блюд, он будет заинтересован конечным результатом и, наверняка, захочет попробовать приготовленное. Стоит так же отметить, что когда ребенок сидит за обеденным столом не один, а в компании, то он гораздо быстрее и с большим аппетитом съедает свою порцию, чем в одиночестве, поэтому стоит чаще собираться вместе. Важно показывать детям образец в собственном лице и демонстрировать им красоту этикета, обращать их внимание на разумность и важность соблюдения правил поведения за столом!