Елена Сандахчиева
Экологический проект «Удивительное путешествие в мир насекомых» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в старшей группе
«Удивительное путешествие в мир насекомых»
Новосибирская область, р. п. Кольцово, МБДОУ "Егорка"
Воспитатель: Сандахчиева Елена Николаевна
Публикация «Экологический проект „Удивительное путешествие в мир насекомых“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Актуальность: Часто во время прогулок мы с детьми наблюдали за насекомыми. Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять в руки, другие испытывают страх при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто не раздумывая, уничтожит беззащитное насекомое. Побеседовав с детьми,мы поняли, что не у всех в достаточной степени сформировано чёткое представление о насекомых, их значении в природе. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Цель проекта: Формирование у детей представления о жизни насекомых, бережное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижениях.
2. Формировать навыки исследовательской работы во время прогулки.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Вид проекта: познавательно творческий.
Длительность проекта: май-ноябрь
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, муз. руководитель.
Ожидаемые результаты:
- дети должны владеть обобщающими понятиями «Насекомые», знать и называть насекомых;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые.
-знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям;
- знать о вреде, который приносят насекомые людям и растениям.
Перспективное планирование по проекту
Познавательное развитие:
- наблюдение на прогулке за бабочками, клопами – солдатиками, за божьими коровками, пчёлами;
окружающего мира;
- знакомство со строением насекомых;
- НОД: «Удивительный мир насекомых и пауков», «Как на свет появляется бабочка», «Трудолюбивые пчелы», «Божья коровка»;
- наблюдение и рассматривание насекомых через лупу;
- просмотр презентации «Неизведанный мир насекомых»;
- наблюдение за полётом вертолёта, сравнение его со стрекозой;
- «Сравнение жука и паука» - (чем они отличаются) – экспериментальная деятельность;
- просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха цокотуха», «Пчёлка Майя», «Лунтик»;
- дидактические игры: «Летает – не летает», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Посади бабочку на её любимый цветок»;
- беседы: «Какие насекомые первыми появляются весной?», «Чем питаются насекомые?», «Таинственные превращения», «Где и как зимуют насекомые?», «Полезные и вредные насекомые», «Правила поведения на природе»
Речевое развитие:
- чтение художественной литературы по теме проекта: К. Чуковского «Муха цокотуха», «Тараканище», В. Степанова «Стрекоза», Г. Скрябицкий «Счастливый жучок», М. Михайлов «Лесные хоромы», В. Татарников «Зажжужала тут оса», Н. Нищева «На ромашке – две букашки», В. Митько «Я кузнечика ловил», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И. Крылов «Стрекоза и муровей», В. Берестов «Честное гусеничное», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка.» ;
- речевые игры «Закончи предложение», «Подбери признак»;
- разучивание стихов о насекомых.
Социально-коммуникативное развитие:
- ситуативные беседы по теме;
- отгадывание загадок;
- устные сообщения детей о насекомых;
- объяснение крылатых выражений типа: «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчёлка», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидет»;
- дидактические и настольно-печатные игры по теме «Насекомые»: «Разрезные картинки», «Вредный - полезный», «Четвёртый лишний», «Лото»;
-творческие игры с игрушками и муляжами насекомых;
- игры по сюжетам мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя» (с использованием игрушек персонажей мультфильмов).
Художественно эстетическое развитие:
- прослушивание музыкальных произведений Н,Римский-Корсаков «Полёт шмеля», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «бабочки»;
- разучивание стихотворений, потешек и песен о насекомы «В траве сидел кузнечик», «Добрый жук»;
- оригами «Божья коровка», «Бабочки»;
- апликазия из детских ладошек «Бабочка»;-
- рисование «Обведи насекомое по трафарету» (создать среду обитания луг, небо);
- раскраски по теме «Насекомые»;
- конструирование из бумаги «Гусеница из целиндров»;
- конструирование насекомых из счётных палочек, геометрических фигур, мозаики;
- рисование красками «Бобочка», с использованием нетрадиционных методов;
- лепка «Стрекоза», «Насекомые на лугу»;
- оформление выставки «Книги о насекомых»;
- коллективная работа «Мир насекомых», «Земля наш общий дом»;
- поделка из бросового материала «Пчёлки»;
- плетение из бисера «Насекомые»;
Физическое развитие:
- релаксация под звуки природы;
- гимнастика для глаз «Стрекоза»;
- артикуляционная гимнастика «Оса»;
- пальчиковая гимнастика «Жук - портной», «Сороконожки», «Пчела», «Гусеница», «Червячки»;
- подвижные игры «Медведь и пчёлы», «Паук и мухи», «Ловишки - муравьишки», «Раз, два, три – мотылька лови», «Бабочки и кузнечики»;
- Физ. минутки «Муравьишки», «Стрекоза пронулась», «Бабочки на лужайке», «На поляне веселились, в танце весело кружились».
Безопасность:
- беседы «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Почему нужно беречь природу». «Как уберечься от опасных насекомых».
Работа с родителями:
- консультация на тему «Наблюдения в природе летом», «Первая помощь при укусах насекомых»;
- приобщение к иру искусства (посещение выставки в «Музее бабочек»);
- пополнение предметно-развивающей среды в группе по теме «Насекомые»;
- изготовление совместных с детьми поделок на тему «Насекомые наши друзья»;
- помощь в организации мини – музея «Чудесные насекомые»;
- подготовка к спектаклю «Муравей и стрекоза», изготовление костюмов и атрибутов.
Подведение итогов, выводы
В результате проведённого проекта дети сделали вывод:
- насекомые и пауки нужны в природе, они очень малы, их нельзя обижать;
- надо любить природу, уважать и бережно относиться к её обитателям.
Заключение
Дети проявляют любознательность и интерес к миру насекомых, отражают свои впечатления в творческой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх и песнях.
Работа над проектом понравилась и родителям наших воспитанников. Они с удовольствием включились в работу по художественно - творческой деятельности со своими детьми, проводили с ними тематические беседы, интересовались тем, чем занимались их дети в детском саду, вели наблюдения в ходе семейных прогулок на природе.
В этом году, с середины сентября по середину октября было много божьих коровок. Интересно было наблюдать за тем, как дети подбрасывали божьих коровок с ладошек. Оказывается, что в солнечную погоду они улетали, а в пасмурную замирали, как будто засыпали. Дети собрали много божьих коровок и засыпали их опавшими листьями, отправляя их в зимнюю спячку.