Папки-передвижки

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Валентина Ашканова
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и упражнения на развитие фонематического

слуха и восприятия

«Учимся играя»

Фонематическое восприятие – это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы).

Фонематический слух – это основа понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки». Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова.

Публикация «Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия» размещена в разделах

Упражнения и игры для развития фонематического слуха выстроены от простого к сложному.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Данные упражнения подходят для детей с 2,5 – 3 лет. - «Кто что слышит?» - «Шумящие мешочки» Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз».

- «Кто как голос подает?»

- «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. - «Кто тебя позвал?» Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте - «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит. - «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. Игры на различение сходных между собой звуков. - «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Развитие фонематического слуха и восприятия

Дети убирают лишний предмет-картинку (называют)

Где нет звука [С] – [З]?

1. сумка, сапоги, пылесос, зонт, носки

2. сумка, сок, стакан, шина, самолет 3. замок, ежи, кукуруза, зонт, ваза

Развитие фонематического слуха и восприятия

Где звук А, О, У, Ы?

Д…М, С…К, Т…З, Р…БА

Проверяем фонематический слух. Найди пару 1. Коза – коса, ложки – рожки, дом – том, трава – дрова, лак - мак (рак, точка (почка) – бочка, уточка – удочка, крыша – крыса, рот – кот, ласка – маска, мыло – шило, зуб – дуб, мышка – мишка, мышь – камыш, печка - свечка

Проверяем фонематический слух Цепочки звуков, слогов, слов

Цель: способствовать развитию фонематического слуха, ребенок услышав заданный звук [Л] из цепочки произнесенных звуков взрослым выбирает нужный звук и показывает карточку со звуком

1. Р, К, М, Л, С, Ж, Л, Л, Р, О, Э, П, Л,Р, Л, В,У, Л

Цель: способствовать развитию фонематического слуха, взрослый произносит цепочки слогов, ребенок повторяет за взрослым услышанные слоги

2. ПА – ПА – ПА – БА ПА – ПА – БА - ПА

ДА – ТА – ТА – ДА ГА – КА – ГА – КА

Игра: Хлопни - топни

Цель: способствовать развитию фонематического слуха,

Ход игры : произносится цепочка слов, ребенок должен хлопнуть если услышит слово со звуком Ш, топнуть если в слове нет заданного звука

Капуста, салат, шапка, жук, лампа, шиповник, шлем, школа, мел, шлюпка, зал, мел, рак, филин, шляпа.

Проверяем фонематический слух

Магазин игрушек

Цель: автоматизация звука «Р» в словах.

Ход игры : Рома пришел в магазин игрушек. Покупать он будет игрушки, название которых начинается со звука, как и имя мальчика. Дети выбирают предметы, четко произносят звук Р.

Мяч, робот, заяц, юла, самолет, мишка, кораблик, ракета, машина, рысь, кукла, паровоз, ведро, слон, рыба, пирамида

Проверяем фонематический слух

Игра: «Цепочка»

Соедини картинки так, чтобы название каждой последующей картинки начиналось на последний звук предыдущей картинки; первое слово «Шар» Ребенок соединяет картинки в определенной последовательности, так чтобы цепочка замкнулась

Шар, рак, цыпленок, индеец, кукла, ананас, санки

Проверяем фонематический слух

«Лабиринт»

Цель: дифференцировать звуки Л - Р

Ход игры : (в игру можно играть парами). Ребенок бросает кубик, какое число выпадет на кубике, на столько ходов он продвигает фишку, останавливаясь, называет слово, четко произнося первый звук в слове.

Старт – ЛАПА – РАК – РОБОТ – ЛУК – ЛАК – РАКЕТА – ЛАМПА – ЛОДКА – РОМАШКА – ЛЫЖИ – РАДУГА ЛОЖКА – РОМАШКА – РОЗА – РЫБА – ЛУНА – РЫСЬ – ЛОПАТА – ЛЖА – РАКУШКА – Финиш!

Проверяем фонематический слух

Звук заблудился

Цель: назвать пропущенный звук в слове (с опорой на картинку) 1. …уба, …апка, …арты, …арф, …ары 2. …апоги, …арай, …ахар, …анки, …амолет 3. …ук, …аба, …акет, …ираф, …елуди 4. …ак, …адио, …акета, …аковина, …ама

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 13:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ашканова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД