Валентина Ашканова
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие фонематического
слуха и восприятия
«Учимся играя»
Фонематическое восприятие – это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы).
Фонематический слух – это основа понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки». Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова.
Темочки:
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Упражнения и игры для развития фонематического слуха выстроены от простого к сложному.
Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Данные упражнения подходят для детей с 2,5 – 3 лет. - «Кто что слышит?» - «Шумящие мешочки» Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз».
- «Кто как голос подает?»
- «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. - «Кто тебя позвал?» Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте - «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит. - «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. Игры на различение сходных между собой звуков. - «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Дети убирают лишний предмет-картинку (называют)
Где нет звука [С] – [З]?
1. сумка, сапоги, пылесос, зонт, носки
2. сумка, сок, стакан, шина, самолет 3. замок, ежи, кукуруза, зонт, ваза
Развитие фонематического слуха и восприятия
Где звук А, О, У, Ы?
Д…М, С…К, Т…З, Р…БА
Проверяем фонематический слух. Найди пару 1. Коза – коса, ложки – рожки, дом – том, трава – дрова, лак - мак (рак, точка (почка) – бочка, уточка – удочка, крыша – крыса, рот – кот, ласка – маска, мыло – шило, зуб – дуб, мышка – мишка, мышь – камыш, печка - свечка
Проверяем фонематический слух Цепочки звуков, слогов, слов
Цель: способствовать развитию фонематического слуха, ребенок услышав заданный звук [Л] из цепочки произнесенных звуков взрослым выбирает нужный звук и показывает карточку со звуком
1. Р, К, М, Л, С, Ж, Л, Л, Р, О, Э, П, Л,Р, Л, В,У, Л
Цель: способствовать развитию фонематического слуха, взрослый произносит цепочки слогов, ребенок повторяет за взрослым услышанные слоги
2. ПА – ПА – ПА – БА ПА – ПА – БА - ПА
ДА – ТА – ТА – ДА ГА – КА – ГА – КА
Игра: Хлопни - топни
Цель: способствовать развитию фонематического слуха,
Ход игры : произносится цепочка слов, ребенок должен хлопнуть если услышит слово со звуком Ш, топнуть если в слове нет заданного звука
Капуста, салат, шапка, жук, лампа, шиповник, шлем, школа, мел, шлюпка, зал, мел, рак, филин, шляпа.
Проверяем фонематический слух
Магазин игрушек
Цель: автоматизация звука «Р» в словах.
Ход игры : Рома пришел в магазин игрушек. Покупать он будет игрушки, название которых начинается со звука, как и имя мальчика. Дети выбирают предметы, четко произносят звук Р.
Мяч, робот, заяц, юла, самолет, мишка, кораблик, ракета, машина, рысь, кукла, паровоз, ведро, слон, рыба, пирамида
Проверяем фонематический слух
Игра: «Цепочка»
Соедини картинки так, чтобы название каждой последующей картинки начиналось на последний звук предыдущей картинки; первое слово «Шар» Ребенок соединяет картинки в определенной последовательности, так чтобы цепочка замкнулась
Шар, рак, цыпленок, индеец, кукла, ананас, санки
Проверяем фонематический слух
«Лабиринт»
Цель: дифференцировать звуки Л - Р
Ход игры : (в игру можно играть парами). Ребенок бросает кубик, какое число выпадет на кубике, на столько ходов он продвигает фишку, останавливаясь, называет слово, четко произнося первый звук в слове.
Старт – ЛАПА – РАК – РОБОТ – ЛУК – ЛАК – РАКЕТА – ЛАМПА – ЛОДКА – РОМАШКА – ЛЫЖИ – РАДУГА ЛОЖКА – РОМАШКА – РОЗА – РЫБА – ЛУНА – РЫСЬ – ЛОПАТА – ЛЖА – РАКУШКА – Финиш!
Проверяем фонематический слух
Звук заблудился
Цель: назвать пропущенный звук в слове (с опорой на картинку) 1. …уба, …апка, …арты, …арф, …ары 2. …апоги, …арай, …ахар, …анки, …амолет 3. …ук, …аба, …акет, …ираф, …елуди 4. …ак, …адио, …акета, …аковина, …ама