Марина Дегтярева
Стажерская площадка «Нейропсихологические игры и упражнения в физическом развитии дошкольников»
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических и физических процессов.
Публикация «Стажерская площадка „Нейропсихологические игры и упражнения в физическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Создателями нейропсихологии являются :
Лев Семенович Выготский и
Александр Романович Лурия.
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.
Нейропсихологический подход в работе предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами.
Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями я решила взять в работу нейропсихологические игры и упражнения
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять свое движение)
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног
4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Работа с педагогами: С целью взаимодействия всего педагогического коллектива и достижения качественного результата в оздоровлении и развитии детей провела мастер-класс «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми», для того, чтобы воспитатели и специалисты узкой направленности продолжали в своей работе с дошкольниками нейроигры и упражнения на занятиях, в совместной деятельности с детьми а, также в самостоятельной игровой деятельности детьми, как в детском сад, так и дома.
Нейротренажёр : «Нейроскакалка»
Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме
1. Нейроскакалка – это настоящий кардиотренажер, благодаря которому мышцы быстро разогреваются, укрепляется сердце, тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, а также развивается координация, ловкость, концентрация, выносливость и внимание.
2. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки
3. Если включить ритмичную музыку и скакать в ритм, то будет развиваться правое полушарие. А если на каждый круг скакалки считать 1-2, 3-4, или произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели, то развиваться будет левое полушарие
4. Улучшается работа вестибулярной системы и гармонизируется работа мозга. Мозг насыщается кислородом: поднимается энергетический тонус, увеличивается скорость переключения мыслительных процессов.
5. Развивает крупную моторику.
6. Оттачивает ловкость, ритм и точность движений.
7. Психические и физические свойства будут развиваться в процессе игры, незаметно для ребенка.
8. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Используют дети в самостоятельной деятельности, как в группе, так и во время прогулки под контролем воспитателя.
Упражнения нейробики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка. При этом организм начинает вырабатывать нейротропин — вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.
Упражнения нейробики формируют основной уровень нейротрофического фактора головного мозга.
Главный принцип нейробики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.
Основные правила выполнения упражнений нейробики :
* должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
*нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
*следует менять привычные маршруты выполнения движения;
*необходимо выполнять упражнения регулярно.
Упражнение на ноги, на степ-платформе.
Дети поочередно сгибают и разгибают ноги.
При этом под музыку подключаем руки и группируемся.
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными
Упражнение «Колечко» использую как на занятии, так и в утреннею гимнастику - «Пальчики здороваются»
Используют упражнение, и воспитатели, и специалисты узкой направленности на занятии, в совместной деятельности с детьми.
«Попробуй повтори»
Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на карточке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение.
Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей.
Игру «Попробуй повтори» использую на занятии, рекомендую воспитателям включать ее на занятиях, как физминутку, или в совместную деятельность. А также с игрой замечательно справятся дети старшего дошкольного возраста в самостоятельной игровой деятельности (при этом они сами могут придумывать позы). Нейроигры с мячом
Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма. Каждое движение выполняется четко.
1. Поднять мяч вверх, над головой. Ноги на ширине плеч.
2. Опустить мяч вниз и одновременно прыгнуть, приземляясь на пол ноги в стороны.
3. Прыгнуть приставляя ноги на ширину плеч и одновременно поднять мяч вверх над головой
Упражнение «Котенок играет лапками»
Дети поочередно опускают и поднимают ноги, при этом они должны удержать мяч руками.
Нейропсихологические игры с мячом (в паре)
Цель: создание условий для развития :
- внимания, памяти, всех психических и мыслительных процессов у детей, пространственных представлений, мелкой моторики, анализаторов, моторной ловкости;
- для развития межполушарного взаимодействия, переключения с одного действия на другое; уверенности в себе и своих силах;
- для оптимизации коммуникативных умений устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми внутри и вне семьи, соотносить своё действие с действием партнёра.
Используют упражнение и воспитатели в совместной деятельности с детьми (можно и соревнования организовывать)
Игра «Ладушки»
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов.
Аналогично — ногами.
Игру «Ладушки» можно использовать на занятии как игру «Парочки», а так же в самостоятельной деятельности детей
Соревнование «Ладошки»
упражнение «Ладошки»
усложняем и дети играют уже ногами.
Использую упражнение на занятии, также воспитатели используют в совместной деятельности.
Дети кидают мяч друг другу и ловят его при этом называют слово связанное по смыслу ( например один ребенок говорит слово: «небо», а второй ребенок отвечает: «облако»- и кидает мяч обратно.)
игры с мячом воспитатели используют в совместной деятельности ( например: взрослый кидает мяч ребенку и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц
Нейроигра «Ножки и ладошки»
Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания.
Игра развивает внимание, межполушарное взаимодействие, двигательную активность.
Как играть:
- вырезаем отпечатки ступней и ладошек;
- наклеиваем их на ватман или обои;
- предлагаем ребенку пройти полосу препятствий.
игру «ножки и ладошки» воспитатели используют в совместной деятельности, как в дневное так и в вечернее время.
Таким образом, при совместной работе специалистов разного профиля (логопеда, инструктора по физической культуре, воспитателя) применение комплекса воздействий, включающего нейроигры, является одним из эффективных приемов по запуску речи, развития мелкой моторики, скорости движения, координации движения у ребенка имеющего отставания в развитии.