Галина Скобина
РППС спортивного зала МАДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт спортивного зала (в сокращении)
Пояснительная записка
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Публикация «Рппс спортивного зала МАДОУ» размещена в разделах
- Оформление зала в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации режима двигательной активности детей в условиях детского сада будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.
Условиями полноценности функционирования спортивного зала является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение, оборудование, спортивный инвентарь и игровой материал для детей.
Созданием развивающей предметно - пространственной среды и использование её потенциала для физического развития каждого воспитанника занимается инструктор по физической культуре
Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала
• Закон РФ «Об образовании»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
• СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
• Конвенция о правах ребенка
• В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова "Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду"
• Основная общеобразовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 12 «Родничок» города Краснокаменска.
• Рабочая образовательная программа по физической культуре разработана с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с
• Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.–96 с.
• Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для ДОУ. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.
• Степаненкова, Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 144с.
• Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду (система работы во II младшей группе). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.
• Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду (система работы в средней группе). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
• Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду (система работы в старшей группе). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с.
• Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду (система работы в подготовительной к школе группе). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с.
• Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 128с.
• Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 96с.
• Подольская. Е. И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5 – 7 лет. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
• Борисова М. М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. -метод. пособие. – М. : Обруч, 2014. – 256с.
• Токаев, Т. Э. Парная гимнастика: программа, конспекты занятий с детьми 3 - 6лет. – Волгоград: Учитель, 2011. – 126с.
• Борисова, М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 7 лет. Сборник игр и упражнений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 48с.
• Вареник, Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5- 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
• Физическое развитие детей 5 – 7 лет: планирование, занятия с элементами игр в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги / авт. -сост. Т. Г. Анисимова, Е. Б. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 144с.
• Вавилова, Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 160с.
• Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа / авт. -сост. Т. Б. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169с.
• Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3 – 7 лет / авт. -сост. М. П. Асташина. – Волгоград Учитель, 2013. – 110с.
• Физическое развитие детей 2 - 7 лет: сюжетно-ролевые занятия / авт. -сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 229с.
• Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет: игры - эстафеты / авт. -сост. Е. К. Воронова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 127с.
• Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду».- М. :«Просвещение», 1986
• Интернет ресурсы.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала
Проектируя развивающую предметно - пространственную среду педагоги ориентировались на общие требования к подбору спортивного и игрового оборудования для спортивного зала.
При создании развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: физического развития и подготовленности личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Ребенок развивается в деятельности. Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию двигательных способностей детей, их творческого потенциала.
Учитывая требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, при использовании потенциала развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала, а именно обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Организуя развивающую среду в спортивном зале, руководствуемся психолого-педагогическими аспектами и принципами создания современной развивающей среды.
ФГОС предъявляет следующие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, и, в частности, физкультурно-оздоровительной:
Согласно части VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13) инвентарь и оборудование для спортивного зала изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Подбор материала, особенности его размещения должны носить научно обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. Подбор оборудования для двигательной деятельности определяется программными задачами, учитывается развитие двигательных навыков детей Педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно - развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Физкультурно-оздоровительная или спортивно - оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, двигательных качеств, моторики детей, так и задач их гармоничного развития Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Развивающая среда должна быть:
• Вариативной.
Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. (Сюжетные, занятия – тренировки, основанные на подвижных играх)
• Полифункциональной,
предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Обычные кубики, например, используем, как ориентир при выполнении эстафет; при ходьбе между предметами; перешагивании, прыжка. Сборно-разборную полосу препятствий использую как для подлезания, так и в качестве ориентиров, домиков в подвижных играх, перешагивании.
• Трансформируемой,
обеспечивающей возможность изменений развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Так, большая часть оборудования используется как мобильное (особенно для подлезания – перелезания, равновесия, метания, поэтому с его помощью предметно-пространственная среда, физкультурного зала в детском саду мгновенно преобразовывается в необходимый нам спортивно-оздоровительный комплекс (беговая дорожка, баскетбольная площадка, полоса препятствии, пространство для выполнения подвижных игр, тренажёрный зал.);
• Адаптационной и доступной для каждого ребенка;
в зависимости от подготовленности детей; при создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, находящихся в этой среде, то есть учитывать их антропометрические, физиологические и психологические особенности.
• Безопасной
т. е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует воспитанию художественного вкуса у детей. Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствуют возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования соизмеримы с возможностями детей.
Спортивное оборудование скомплектовано в соответствии с разными видами движений, подвижных и спортивных игр.
- Для ходьбы, бега, равновесия: кубы, кегли, коврик массажный, скамейка гимнастическая, дорожка-змейка (канат, доска с ребристой поверхностью, обручи, мешочки с грузом большие.
- Для прыжков: батут детский, обручи, палки, мат, скакалка короткая, скакалка длинная, мячи набивные, косички, кирпичики.
- Для катания, бросания, ловли, метания: кегли (набор, кольцеброс (набор, мешочек с грузом малый, мишень навесная, мяч утяжеленный (набивной, мячи разных размеров, баскетбольное кольцо, обручи, фитболы (мячи большого размера).
- Для ползания и лазанья: дуга большая, дуга малая, верёвка, тоннель игровой, спортивный комплекс.
- Для общеразвивающих упражнений: гантели, гимнастические палки, ленточки, обручи, массажные мячики, мячи, косички.
- Тренажёры сложного типа: бассейн, беговая дорожка, балансир, бегущий по волнам, наездник, велотренажёр, «колибри» - беговая массажная дорожка.
- Для подвижных игр: Используем эмблемы, маски, шапочки для обозначения ролей в подвижных играх.
Карточки – схемы: ОРУ, полосы препятствий, схемы для выполнения круговой тренировки.
Наличие разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения.
Тренажёры расположены на отдельной площадке – Мини-тренажёрный зал.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики и т. д.) храниться на полках, в ящиках, расположенных вдоль стены физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки расположены таким образом, что дети могут свободно подходить к ним и самостоятельно им пользоваться.
Анализ создания условий в спортивном зале
Содержание развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала составлено согласно требованиям федерального образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в двигательной деятельности. Физическое развитие дошкольника включает приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, овладение навыками подвижных игр, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). В соответствии с примерным перечнем оборудования оснащения помещений проведена инвентаризация спортивного инвентаря для физического развития детей дошкольного возраста.
I. Документация, используемая в спортивном зале:
• Памятка «Ведение документации инструктора по физической культуре».
• Годовой план специалиста по физическому воспитанию.
• График работы специалиста по физическому воспитанию.
• График проведения утренних гимнастик и занятий.
• График проведения досугов, развлечениё и праздников.
• Примерная схема планирования основных движений на физкультурных занятиях.
• Перспективное планирование занятий по физической культуре, по всем возрастным группам.
• КТПланирование валеологических занятий.
• Перспективное планирование третьего физкультурного занятия на воздухе (планируется специалистом, поводится воспитателями групп).
• Журнал диагностики физического развития.
• Карточка – конспект утренних гимнастик по всем возрастным группам.
• Журнал бесед и консультаций с родителями, воспитателями.
• Тетрадь по самообразованию.
• Тетрадь учёта материальных ценностей, спортивного инвентаря.
• Дополнительный материал: консультации, памятки, рекомендации.
Документация физкультурного зала
1. Общие правила техники безопасности, пожарной безопасности.
2. Планирование активного отдыха.
3. Картотеки подвижных игр.
4. Карты физического развития дошкольников.
5. Журнал индивидуальной работы с детьми.
6. Журнал учета посещаемости воспитанников.
II. Диагностические материалы и оборудование:
• Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011. – 96с.
• Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Ранний возраст/ авт. -сост. Т. Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 81с.
• Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Вторая младшая группа/ авт. -сост. Т. Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62с.
• Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Средняя группа/ авт. -сост. Т. Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 65с.
• Рулетка 5 метров.
• Сантиметр.
• Полоса для прыжков в длину с места.
• Мешочки с песком (весом 150-200гр)
• Мяч набивной (весом 1 кг).
• Секундомер – 2 шт.