Гульнара Даргоева
Роль художественной литературы в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В. Сухомлинский.
Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. С появлением высокоразвитых технологий и большим источником информации все реже можно увидеть человека увлеченного чтением книг. Взрослые не только сами потеряли интерес к литературе, но и не прививают любовь к книге своим детям – это привело к тому, что многие дети не знают сказок и былин своего народа, знаменитых русских и зарубежных писателей. Дети отдают предпочтение современным гаджетам и героями для них становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольника.
Публикация «Роль художественной литературы в развитии детей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всем известно, что художественная литература могучее, действенное средство. Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе, о мире чувств и взаимоотношений. Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями, прививает любовь к Родине, к природе. Детскую художественную литературу можно считать основным источником воспитания, несущим в себе большой воспитательный и развивающий потенциал.
3 Слайд Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, успехами, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, знакомит с нормами поведения, дает знания о моральных качествах человека. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
4 Слайд Задачи и содержание ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой обобщенно можно сформулировать следующим образом:
1. Формировать литературный вкус.
2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы (стихи, сказка, рассказ).
3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.
4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
5 Слайд Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы существенную роль играет правильный отбор произведений литературы. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции. Отбор произведений строится по принципу «доступности» и с учётом возрастных особенностей. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы.
Виды произведений:
1. малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы и сказки;
2. произведения русской и зарубежной классической литературы;
3. произведения современной русской и зарубежной литературы.
6 Сдайд Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях (кто пишет сказки, стихи и рассказы, происхождение книги).
7 Сдайд В знакомстве с художественной литературой также очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Родители должны осознавать важность каждодневного домашнего чтения вслух. Необходимо помочь родителям понять, какое развивающее значение имеет интерес к книге, и предоставить рекомендательный список для чтения в соответствии с возрастом ребенка, важно включать консультации для родителей.
8 Слайд Основными методами ознакомления дошкольников с художественной литературой являются :
1. Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование - этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть - выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
9 Слайд Очень важное внимание уделяется голосу воспитателя, мимике, артикуляции. Выразительное чтение – это не просто умение, а мастерство, оказывающее влияние на всестороннее воспитание детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок пытается подражать взрослому. Слушая произведения в выразительном чтении, он влюбляется в художественные тексты, ему хочется воспроизвести их также с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.
10 Слайд Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. Раз в месяц можно проводить с детьми «Книжную мастерскую». Создание такой мастерской помогает прививать детям бережное отношение к книге, продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.).
11 Слайд Читать детям художественные произведения следует ежедневно: с одними дети знакомятся на занятиях, с другими –в свободной и совместной деятельности. в процессе игр, бытовых ситуациях,. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
12 Слайд Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в творчестве, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования, лепки, аппликаций. Что ведёт к закреплению литературного произведения, его героев.
13 Слайд Инсценирование возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный театр и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.
14 Слайд Во время одевания можно чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот – с левой ножки, этот – с правой ножки»). Во время умывания - потешка: «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико.»; при смены деятельности спеть песенку про паровозик «Паровоз кричит ду-ду.», на гимнастике «Шагают наши ножки по дорожке…» Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.
15 Слайд При рассматривании картинки или игрушка и читаются стихи А. Барто об игрушках. Вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, льёт дождь, светит солнышко).
16 Слайд Таким образом, можно сделать вывод, что роль художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку – дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
17 Слайд Спасибо за внимание!