Лучший педагог года

Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии

Ярыгина Татьяна
Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии

Ход мероприятия:

Игра-задание «МОЁ НАСТРОЕНИЕ».

Педагогам предлагаются картинки, которые они выбирают себе, в зависимости от настроя на восприятие материала.

(облако, облако и солнце, солнце)

солнце – я знакома с этой технологией и применяю её;

солнце и облако – я слышала, но не изучала;

облако – я не знаю данной технологии.

Публикация «Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии» размещена в разделах

1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер–класс «Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии. Обратите внимание на экран, и в зависимости от степени владения информацией о данной технологии, попрошу вас выбрать одну из карточек и поднять вверх. По вашему выбору понятно, что есть педагоги, которые познакомятся с социо-игровой технологией впервые, те, которые углубят свои знания и те, которые тоже могут поделиться своим опытом.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Дошкольные годы — период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, зарождение личности. Поэтому важно применять в работе технологии, которые позволят сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба его психическому и физическому здоровью. Одна из таких технологий, пользующаяся в последнее время особой популярностью, и носит название социо-игровой технологии.

2 слайд Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум (не социальный, поэтому правильное написание названия технологии — через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников.

Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.

3слайд Целью социо-игровой технологии является формирование коммуникативных навыков, организация собственной деятельности в атмосфере взаимопонимания.

4 слайд Авторами социо-игрового стиля обучения являются педагоги: Шулешко Евгений Евгеньевич, Ершова Александра Петровна и Вячеслав Михайлович Букатов, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, доктор педагогических наук.

Вячеслав Михайлович Букатов известен педагогической общественности как разработчик и пропагандист методов "режиссуры урока". В его педагогической копилке есть методы и приемы, игры, которые с успехом применяют педагоги дошкольных учреждений. Сегодня мы с ними познакомимся.

5слайд По мнению разработчиков данной технологии сокращённо (СИТ, использование соци-игровых приемов помогает педагогу понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

6 слайд Суть социоигровых технологий можно раскрыть в «Золотых правилах»китах:

1 правило: «Работа малыми группами».

Оптимальными для продуктивного общения и развития являются объединения:

в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению сотрудничества между детьми, взаимопонимания. Через работу в постоянных и временных микрогруппах дистанция между разными детьми уменьшается, они учатся находить подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята микрогруппа. Можно поделиться:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

3 правило: «обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки)»,

что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

4 правило: «смена темпа и ритма».

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило –«социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности»,

что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

6 правило: в данной технологии ориентируются на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Если гнаться за одним зайцем, то КПД будет малым, а то и вовсе нулевым. Когда всё по ранжиру, по порядку, в строгой последовательности (для того, чтобы поимку нужного программного зайца гарантировать, то с некоторыми детьми этого самого зайца в нужные сроки нипочём не поймать. А так, глядишь, например, на занятии по сравнению величин, Коля научился слушать других, а Маша - к общему делу подстраиваться. Потому что каждый на занятии живёт в своём режиме. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

7 слайд

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на партнера по совместной деятельности.

Принципы:

-воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

-снятие судейской роли с педагога и передача её детям, предопределяет снятие страха ошибки у детей.

-свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

-ориентация на индивидуальные открытия.

-преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

Практическая часть

8слайд

И я предлагаю перейти к нашей практической части.

Сначала мы посмотрим, как будут работать «Золотые правила» Букатова.

Мне нужно 6 добровольцев.

Я предлагаю вам игру «Видимо-невидимо». Необходимо из букв составить название сказки. Как будете готовы, поднимите руку.

С помощью игры «Оживление» вы должны нам, не произнося ни слова показать отгадку.

Следующая игра «Разведчики», поможет разделиться нам на группы. Взглядом вы должны найти себе пару, с кем будете работать, и встать рядом.

Итак, сначала мы почувствовали себя единым целым, оживились и смогли разбиться на группы.

Теперь парам необходимо занять удобное место и подготовить его себе для следующего задания.

Мы наблюдаем смену мизансцены и двигательную активность. Дети должны сами выбрать себе место, тогда результат приобретёт наибольшую значимость. Даже, если место выбрано, с вашей точки зрения, нерационально, уступите. Ведь даже мы, придя на работу, всегда «обживаем» своё рабочее место.

Ну вот, наши группы устроились и получают следующее задание: узнать, как зовут партнёра и какая рука у него умелая? Озвучьте нам ваши имена.

На 1 картоне вы должны совместно нарисовать героя сказки «Теремок» умелой рукой, а на втором – не умелой. Затем вырезать и прикрепить на шпажку.

В группах могут быть дети, которые менее активны, хуже справляются с рисованием, тогда таких детей мы называем заготовителем-посыльным, которые помогают принести необходимые материалы (ножницы, фломастеры, ластики, палочки и т. д.) тогда и этот ребёнок почувствует свою значимость для социума. Воспитатель не берёт на себя руководящую роль, дети сами определяют посыльных.

А пока наши педагоги заняты работой, мы рассмотрим виды игр, классификацию и последовательность которых предложил Вячеслав Михайлович Букатов. Рассмотрим каждую из них.

9 слайд Первый вид – игры для рабочего настроения.

Они пробуждают интерес друг к другу, устанавливают эмоциональный контакт. Это могут быть заклички, приветствия, заполнение каждым ребёнком карты настроения,

а мы играем в игру «Волшебная палочка», которой может быть любой предмет (ручка, карандаш, фломастер, указка).

Палочка передаётся в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу.

Первый ряд «Назови любимую игру детства и почему вам нравилось в неё играть».

Второй ряд – «Образуйте прилагательное от существительного, которое назвал передающий».

Третий ряд- «Базар городов».

Ведущий произносит фразу: «Я поеду в Астрахань, зачем?» принимающий отвечает зачем поехал ведущий на первую букву города – за арбузами. Я поеду в Тамбов, зачем?

Возвращаемся к нашим участникам

Они уже готовы и мы прололжаем.

Сейчас мы покажем теневой театр «Теремок». Для этого определитесь, кто из вас будет озвучивать ваших героев, а кто двигать. Я буду произносить слова автора. У нас для театра пригодиться экран и проектор. Показ сказки. Спасибо участникам, занимайте места в зале, а мы продолжим. Сейчас мы видели интеграцию различных областей. Каких?

Переходим ко 2 виду игр «Для социально-игрового приобщения к делу».

В этих играх развивается навыки партнёрского общения, выстраиваются деловые взаимоотношения между детьми. Итак, игра «Эхо».

Поделиться на две команды. Одна – судьи, другая –исполнители. Простучать ритм за ведущим, судьи –оценивают, поменяться ролями. Ещё раз простучать первой команде. Двум командам.

3 вид игр–игры-разминки.

Объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Игра «Руки-ноги».! Хлопок-приказ рукам (вверх, в стороны, вниз, к плечам. 2 хлопка-приказ ногам (вместе, скрестно, вперёд, под себя). Темп меняется и последовательность.

4 вид - Задания для творческого самоутверждения:

задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. Это задание мы сегодня наблюдали при создании сказки «Теремок».

«Фраза с заданными словами», «Стихи по ролям».

5 вид Игры «Вольные»

Игры – упражнения, подвижные игры, проводимые на «воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.

Игра «Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга. Та команда, которую называет ведущий, ловит. Другая команда убегает до определённой черты 2-3 шага назад.

Развивается интерес к подвижным народным играм, хороводам; развивается внимание, воображение, активность, уверенность в себе. Любимыми играми у детей являются: «Прятки», «Тише едешь- дальше будешь», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки», «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны», «Жмурки» и др.

Очень важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей». Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день.

В конце занятия дети могут заполнить «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр. Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

10 Слайд

Я предлагаю вам тоже провести ритуал и поиграть в «Пирамиду любви».

- Встаньте вкруг. Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Подумайте сейчас о том, кого и что любите вы. А сейчас давайте построим пирамидку любви из наших рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть что-то своё любимое и класть свою руку.

- Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида.

Высокая потому, что мы любимы и любим сами.

11 слайд Уважаемые коллеги, сегодня мы окунулись в мир социо-игровой технологии, которая формирует в детях коммуникативные навыки и умения, развивает самостоятельность, инициативу, взаимопонимание, даёт возможность преодолеть свои комплексы.

12 Слайд

Я, надеюсь, мы провели это время с удовольствием и пользой для себя. А теперь я снова попрошу выбрать карточку и поднять вверх. солнце- я буду пользоваться СИТ; солнце с облаком –я изучу литературу по этому вопросу, быть может, воспользуюсь; тучка- нет, эта технология меня не заинтересовала. Спасибо.

13, 14Слайд

На следующем слайде вы можете записать сайт авторов СИТ, где вы сможете получить много новой, интересной информации. А также я предлагаю буклеты, которые вам будут полезны в работе.

15 слайд Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Поможем Федоре». Примерный конспект НОД для старшей группы по теме «Посуда» с использованием социо-игровой технологии Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Посуда» Задачи: Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас,.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Конспект НОД по конструированию с социо-игровой технологией «Кораблик»Конспект НОД по конструированию с социо-игровой технологией «Кораблик» Конспект НОД по конструированию в старшей группе использованием социо-игровой технологии. «Кораблик» (оригами) Цели и задачи: Познавательные:.

Конспект занятия психолога по подготовке детей к школе с применением социо-игровой стилистики Занятие 16 Задачи: - Продолжать учить детей доверять друг другу; - Развивать умение мыслить логически; - Продолжать развивать восприятие.

Конспект занятия психолога по подготовке детей к школе с применением социо-игровой стилистики Занятие 17 Задачи: - Продолжать развивать эмоциональную сферу детей, умение выражать эмоции; - Развивать умение мыслить логически; - Развивать.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии
Опубликовано: 17 января 2021 в 18:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии» (включая файлы) размещена пользователем Ярыгина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД