Получи документы

Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии

Ярыгина Татьяна
Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Ход мероприятия:

Игра-задание «МОЁ НАСТРОЕНИЕ».

Педагогам предлагаются картинки, которые они выбирают себе, в зависимости от настроя на восприятие материала.

(облако, облако и солнце, солнце)

солнце – я знакома с этой технологией и применяю её;

солнце и облако – я слышала, но не изучала;

облако – я не знаю данной технологии.

Публикация «Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии» размещена в разделах

1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер–класс «Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии. Обратите внимание на экран, и в зависимости от степени владения информацией о данной технологии, попрошу вас выбрать одну из карточек и поднять вверх. По вашему выбору понятно, что есть педагоги, которые познакомятся с социо-игровой технологией впервые, те, которые углубят свои знания и те, которые тоже могут поделиться своим опытом.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Дошкольные годы — период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, зарождение личности. Поэтому важно применять в работе технологии, которые позволят сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба его психическому и физическому здоровью. Одна из таких технологий, пользующаяся в последнее время особой популярностью, и носит название социо-игровой технологии.

2 слайд Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум (не социальный, поэтому правильное написание названия технологии — через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников.

Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.

3слайд Целью социо-игровой технологии является формирование коммуникативных навыков, организация собственной деятельности в атмосфере взаимопонимания.

4 слайд Авторами социо-игрового стиля обучения являются педагоги: Шулешко Евгений Евгеньевич, Ершова Александра Петровна и Вячеслав Михайлович Букатов, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, доктор педагогических наук.

Вячеслав Михайлович Букатов известен педагогической общественности как разработчик и пропагандист методов "режиссуры урока". В его педагогической копилке есть методы и приемы, игры, которые с успехом применяют педагоги дошкольных учреждений. Сегодня мы с ними познакомимся.

5слайд По мнению разработчиков данной технологии сокращённо (СИТ, использование соци-игровых приемов помогает педагогу понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

6 слайд Суть социоигровых технологий можно раскрыть в «Золотых правилах»китах:

1 правило: «Работа малыми группами».

Оптимальными для продуктивного общения и развития являются объединения:

в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению сотрудничества между детьми, взаимопонимания. Через работу в постоянных и временных микрогруппах дистанция между разными детьми уменьшается, они учатся находить подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята микрогруппа. Можно поделиться:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

3 правило: «обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки)»,

что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

4 правило: «смена темпа и ритма».

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило –«социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности»,

что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

6 правило: в данной технологии ориентируются на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Если гнаться за одним зайцем, то КПД будет малым, а то и вовсе нулевым. Когда всё по ранжиру, по порядку, в строгой последовательности (для того, чтобы поимку нужного программного зайца гарантировать, то с некоторыми детьми этого самого зайца в нужные сроки нипочём не поймать. А так, глядишь, например, на занятии по сравнению величин, Коля научился слушать других, а Маша - к общему делу подстраиваться. Потому что каждый на занятии живёт в своём режиме. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

7 слайд

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на партнера по совместной деятельности.

Принципы:

-воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

-снятие судейской роли с педагога и передача её детям, предопределяет снятие страха ошибки у детей.

-свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

-ориентация на индивидуальные открытия.

-преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

Практическая часть

8слайд

И я предлагаю перейти к нашей практической части.

Сначала мы посмотрим, как будут работать «Золотые правила» Букатова.

Мне нужно 6 добровольцев.

Я предлагаю вам игру «Видимо-невидимо». Необходимо из букв составить название сказки. Как будете готовы, поднимите руку.

С помощью игры «Оживление» вы должны нам, не произнося ни слова показать отгадку.

Следующая игра «Разведчики», поможет разделиться нам на группы. Взглядом вы должны найти себе пару, с кем будете работать, и встать рядом.

Итак, сначала мы почувствовали себя единым целым, оживились и смогли разбиться на группы.

Теперь парам необходимо занять удобное место и подготовить его себе для следующего задания.

Мы наблюдаем смену мизансцены и двигательную активность. Дети должны сами выбрать себе место, тогда результат приобретёт наибольшую значимость. Даже, если место выбрано, с вашей точки зрения, нерационально, уступите. Ведь даже мы, придя на работу, всегда «обживаем» своё рабочее место.

Ну вот, наши группы устроились и получают следующее задание: узнать, как зовут партнёра и какая рука у него умелая? Озвучьте нам ваши имена.

На 1 картоне вы должны совместно нарисовать героя сказки «Теремок» умелой рукой, а на втором – не умелой. Затем вырезать и прикрепить на шпажку.

В группах могут быть дети, которые менее активны, хуже справляются с рисованием, тогда таких детей мы называем заготовителем-посыльным, которые помогают принести необходимые материалы (ножницы, фломастеры, ластики, палочки и т. д.) тогда и этот ребёнок почувствует свою значимость для социума. Воспитатель не берёт на себя руководящую роль, дети сами определяют посыльных.

А пока наши педагоги заняты работой, мы рассмотрим виды игр, классификацию и последовательность которых предложил Вячеслав Михайлович Букатов. Рассмотрим каждую из них.

9 слайд Первый вид – игры для рабочего настроения.

Они пробуждают интерес друг к другу, устанавливают эмоциональный контакт. Это могут быть заклички, приветствия, заполнение каждым ребёнком карты настроения,

а мы играем в игру «Волшебная палочка», которой может быть любой предмет (ручка, карандаш, фломастер, указка).

Палочка передаётся в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу.

Первый ряд «Назови любимую игру детства и почему вам нравилось в неё играть».

Второй ряд – «Образуйте прилагательное от существительного, которое назвал передающий».

Третий ряд- «Базар городов».

Ведущий произносит фразу: «Я поеду в Астрахань, зачем?» принимающий отвечает зачем поехал ведущий на первую букву города – за арбузами. Я поеду в Тамбов, зачем?

Возвращаемся к нашим участникам

Они уже готовы и мы прололжаем.

Сейчас мы покажем теневой театр «Теремок». Для этого определитесь, кто из вас будет озвучивать ваших героев, а кто двигать. Я буду произносить слова автора. У нас для театра пригодиться экран и проектор. Показ сказки. Спасибо участникам, занимайте места в зале, а мы продолжим. Сейчас мы видели интеграцию различных областей. Каких?

Переходим ко 2 виду игр «Для социально-игрового приобщения к делу».

В этих играх развивается навыки партнёрского общения, выстраиваются деловые взаимоотношения между детьми. Итак, игра «Эхо».

Поделиться на две команды. Одна – судьи, другая –исполнители. Простучать ритм за ведущим, судьи –оценивают, поменяться ролями. Ещё раз простучать первой команде. Двум командам.

3 вид игр–игры-разминки.

Объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Игра «Руки-ноги».! Хлопок-приказ рукам (вверх, в стороны, вниз, к плечам. 2 хлопка-приказ ногам (вместе, скрестно, вперёд, под себя). Темп меняется и последовательность.

4 вид - Задания для творческого самоутверждения:

задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. Это задание мы сегодня наблюдали при создании сказки «Теремок».

«Фраза с заданными словами», «Стихи по ролям».

5 вид Игры «Вольные»

Игры – упражнения, подвижные игры, проводимые на «воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.

Игра «Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга. Та команда, которую называет ведущий, ловит. Другая команда убегает до определённой черты 2-3 шага назад.

Развивается интерес к подвижным народным играм, хороводам; развивается внимание, воображение, активность, уверенность в себе. Любимыми играми у детей являются: «Прятки», «Тише едешь- дальше будешь», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки», «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны», «Жмурки» и др.

Очень важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей». Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день.

В конце занятия дети могут заполнить «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр. Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

10 Слайд

Я предлагаю вам тоже провести ритуал и поиграть в «Пирамиду любви».

- Встаньте вкруг. Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Подумайте сейчас о том, кого и что любите вы. А сейчас давайте построим пирамидку любви из наших рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть что-то своё любимое и класть свою руку.

- Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида.

Высокая потому, что мы любимы и любим сами.

11 слайд Уважаемые коллеги, сегодня мы окунулись в мир социо-игровой технологии, которая формирует в детях коммуникативные навыки и умения, развивает самостоятельность, инициативу, взаимопонимание, даёт возможность преодолеть свои комплексы.

12 Слайд

Я, надеюсь, мы провели это время с удовольствием и пользой для себя. А теперь я снова попрошу выбрать карточку и поднять вверх. солнце- я буду пользоваться СИТ; солнце с облаком –я изучу литературу по этому вопросу, быть может, воспользуюсь; тучка- нет, эта технология меня не заинтересовала. Спасибо.

13, 14Слайд

На следующем слайде вы можете записать сайт авторов СИТ, где вы сможете получить много новой, интересной информации. А также я предлагаю буклеты, которые вам будут полезны в работе.

15 слайд Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Поможем Федоре». Примерный конспект НОД для старшей группы по теме «Посуда» с использованием социо-игровой технологии Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Посуда» Задачи: Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас,.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Конспект НОД по конструированию с социо-игровой технологией «Кораблик»Конспект НОД по конструированию с социо-игровой технологией «Кораблик» Конспект НОД по конструированию в старшей группе использованием социо-игровой технологии. «Кораблик» (оригами) Цели и задачи: Познавательные:.

Конспект занятия психолога по подготовке детей к школе с применением социо-игровой стилистики Занятие 16 Задачи: - Продолжать учить детей доверять друг другу; - Развивать умение мыслить логически; - Продолжать развивать восприятие.

Конспект занятия психолога по подготовке детей к школе с применением социо-игровой стилистики Занятие 17 Задачи: - Продолжать развивать эмоциональную сферу детей, умение выражать эмоции; - Развивать умение мыслить логически; - Развивать.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии
Опубликовано: 17 января 2021 в 18:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии» (включая файлы) размещена пользователем Ярыгина Татьяна (УИ 1216085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД