Получи документы

Развитие творчества старших дошкольников в изобразительной деятельности

Михайлова Наталья
Развитие творчества старших дошкольников в изобразительной деятельности

ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Изучение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Развитие творчества старших дошкольников в изобразительной деятельности» размещена в разделах

Педагогический эксперимент, проводимый нами, осуществлялся в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте принимали участие пятнадцать детей старшего возраста (от 6 до 7 лет, посещающих Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 150 г. Пензы.

Для изучения уровня развития творческих способностей мы использовали диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и составить портрет группы детей. Они имеют несложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

Для диагностики креативных (творческих) способностей детей применялся тест Э. П. Торренса «Неполные фигуры». Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Э. П. Торренс, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Детям было предложено задание, инструкция к которому была сформулирована следующим образом: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета.

Дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т. е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т. д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Анализ результатов исследования позволяет сделать некоторые выводы. Все работы детей можно поделить на 4 группы:

- 1 группа – оригинальные изображения во всех 3-х случаях.

- 2 группа – оригинальные изображения в 2-х случаях.

- 3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

- 4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми. Распределение детей по группам можно посмотреть в таблице 1.

Таблица № 1

Распределение детей по группам (констатирующий этап)

№ Имя, фамилия круг квадрат треугольник группа

1 Юля К. – – – 4

2 Игорь Л. – – – 4

3 Карина М. – + – 3

4 Дима С. – – – 4

5 Саша С. – + + 2

6 Ира П. – – – 4

7 Максам О. – + – 3

8 Оля С. – – – 4

9 Саша К. – – – 4

10 Иван Ф. – – – 4

11 Денис М. – – - 4

12 Аня С. + – – 3

13 Дима П. – – - 4

14 Вова К. – + – 3

15 Женя Ф. – – – 4

Общее количество оригинальных изображений : 6.

Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, можно сказать, что к четвертой группе относится 10 человек (67%, у которых не выявлено оригинальных изображений, к третьей группе относятся 4 человека (27%, по одному оригинальному изображению, ко второй группе относится 1 ребенок (6%, 2 оригинальных изображения).

Наиболее часто встречающиеся предметы, нарисованные детьми, можно увидеть в таблице 2.

Таблица №2

Перечень изображенных детьми предметов (констатирующий этап)

№ Имя фамилия круг квадрат треугольник

1 Юля К. колесо портфель дом

2 Игорь Л. колобок телевизор елка

3 Карина М. подсолнух под. кран косынка

4 Дима С. будильник телевизор человек

5 Саша С. шарик машина лег. колокольчик

6 Ира П. будильник дом конверт

7 Максим О. мяч телевизор пилотка

8 Оля С. солнце змей елка

9 Саша К. шар дом пирамидка

10 Иван Ф. гриб окно дом

11 Денис М. ромашка часы человек

12 Аня С. человек дом елка

13 Дима П. солнце телевизор дом

14 Вова К. яблоко телевизор на тумб. елка

15 Женя Ф солнце картофель дом

Представленные результаты показали, что оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях следующие образы :

круг: солнце, шарик;

квадрат: телевизор, портфель, дом;

треугольник: елка, дом, человек.

Формирующий этап эксперимента был направлен на формирование умений и навыков работы с нетрадиционными техниками рисования. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, мы поставили следующие задачи: способствовать развитию творческих способностей, обеспечивающих активную продуктивную творческую деятельность, повысить художественную выразительность рисунка. Более подробно содержание нашей работы представлено в параграфе 2.2. данного исследования.

После проведенной нами работы, детям снова предложили пройти тест Э. П. Торренса «Неполные фигуры».

Результаты распределения детей по группам по итогам контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица № 3

Распределение детей по группам (контрольный этап)

№ Фамилия, имя круг квадрат треугольник группа

1 Юля К. + – + 2

2 Игорь Л. – – + 3

3 Карина М. + – - 3

4 Дима С. – + – 3

5 Саша С. + – + 2

6 Ира П. – + – 3

7 Максим О. – – + 3

8 Оля С. + + – 2

9 Саша К. + – + 2

10 Иван Ф. + – – 3

11 Денис М. + + + 1

12 Аня С. + + + 1

13 Дима П. + – + 2

14 Вова К. – + + 2

15 Женя Ф. + – – 3

Перечень нарисованных детьми предметов во время контрольного этапа эксперимента можно увидеть в таблице 4.

Таблица №4

Перечень изображенных детьми предметов (контрольный этап)

№ Имя фамилия круг квадрат треугольник

1 Юля К. утенок книга ваза с цветами

2 Игорь Л. новог. игрушка портфель треугольник

3 Карина М. самовар окно гиря

4 Дима С. бабушка скворечник гриб

5 Саша С. часы сумка зонт

6 Ира П. петух кастрюля колпак

7 Максим О. царевна торт флажок

8 Оля С. снеговик телевизор стрела

9 Саша К. аквариум картина компас

10 Иван Ф. чайник клетка с попуг. ракета

11 Денис М. ежик робот карандаш

12 Аня С. барабан машинка пчелка

13 Дима П. цветок стол с вазой конфета

14 Вова К телефон дом дом

15 Женя Ф. звезда салфетка Буратино

Представленные результаты показали, что оригинальных изображений стало намного больше (24).

Проанализировав результаты контрольного этапа, можно сказать, что не выявлено детей, относящихся к четвертой группе (отсутствие оригинальных изображений, к третьей группе относятся 4 человека (47%, по одному оригинальному изображению, ко второй группе относится 6 ребенок (40%, 2 оригинальных изображения, к первой группе относятся 2 человека (13%, 3 оригинальных изображения).

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследуемой группы детей показал следующее: использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творчества старших дошкольников.

2. Использование нетрадиционных техник как средство развития творчества старших дошкольников в изобразительной деятельности

В своей работе по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста мы использовали различные виды нетрадиционных техник рисования. В ходе формирующего этапа эксперимента нами решались следующие задачи:

- сформировать у детей технические навыки рисования;

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

- научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Для решения поставленных задач проводились занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Такие занятия способствуют созданию устойчивой мотивации к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и др., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных видов нетрадиционных техник, например, кляксографии, монотипии и т. п.

Нетрадиционные техники рисования, которые мы использовали в нашей работе, должны отвечать следующим критериям:

- быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;

- содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного образа;

- знакомить с новыми живописными приемами работы;

- развивать мелкую моторику;

- соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Варианты использования различных видов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности представлены ниже.

1. Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения : ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

3. Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения : ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

4. Акварельные мелки.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения : ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

5. Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.

Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

6. Набрызг.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

7. Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения : ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

8. Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения : ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

9. Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения : ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается : определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

10. Тычкование.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см, журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения : ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

1. Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

12. Свеча + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения : ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

13. Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

13. Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

14. Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

15. Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения : ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

16. Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения : ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

17. Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

18. Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения : ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

19. Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

20. Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Благодаря использованию перечисленных видов нетрадиционных техник рисования у дошкольников развивается интерес к изобразительной деятельности и художественно-эстетические способности. Опыт нашей работы показал, что целенаправленное, систематическое и поэтапное обучение нетрадиционным техникам рисования способствует развитию у детей дошкольного возраста творчества и воображения, стимулирует интерес к теме и содержанию рисования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творчества старших дошкольников в изобразительной деятельности
Опубликовано: 24 октября 2021 в 16:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД