Ирина Белан
«Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар-практикум)
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества»
(семинар – практикум)
Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше.
Публикация «„Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества“ (семинар-практикум)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражается определенный круг образов, интонаций принятых народом. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры, развить способность можно только на признанных человечеством эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей.
Важным средством в развитии словесного творчества является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка : восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т. е. воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих, умственных способностей детей.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, активно включались в работу на занятии, в том числе и при подготовке к праздникам и развлечениям.
С музыкальным фольклором дети знакомятся в практике дошкольных учреждений на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства – словом обеспечивает эмоционально - психическое благополучие. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Народная песня – одно из ярких произведений музыкального фольклора и входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, высокохудожественны. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Обучая детей дикции, педагог, прежде всего, привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкой. Важно при этом выделять, подчеркивать некоторые слова, выражения, или указание характерных признаков образа.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Через колыбельную песню у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогают ему овладевать речью, понимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах.
Народные колыбельные существуют с древности, они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Позже, на основе народных песен возникали авторские колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песни этого жанра. Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно – ласкательных слов : Люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Один Ленечка не спит,
Он в окошечко глядит.
Под окошком петушок
Громко песенку поет.
Ласковость колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных:
Ай, люли, люли, люли,
Прилетели к Вале гули.
Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:
Ворота – то скрип, скрип,
А Коленька спит, спит.
Заметно, часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, создает плавность звучания, монотонность.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности. Это выражается при пересказах текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и восприятия ребенком образов искусства. Надо воспитать у дошкольников интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества : сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку. Если это удается ребенку он испытывает радость. Задачу развития детского словесного творчества можно решить, лишь опираясь на основные положения проблемы взаимосвязи творчества и обучения детей в детском саду.
Учитывая эти положения, следует рассматривать фольклор как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей. Художественно – педагогическая особенность народной сказки помогает ребенку правильно воспринять и понять ее содержание. Большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.
Условиями для успешного формирования словесного творчества являются :
- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи, развитию связной речи- диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.
Формирование словесного творчества детей средствами фольклора происходит по этапам. На первом этапе происходит накопление художественно – речевого опыта детей, закрепление и активизация знаний фольклора, полученных в процессе прежнего ознакомления с ним. Происходит создание запаса народных сказок и произведений малого фольклора, усвоение содержания, образов русской народной сказки, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями. Все это создает необходимый уровень подготовленности к словесному творчеству.
На втором этапе происходит овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиций, выразительных средств языка). Педагог должен не только подготовить возможность возникновения детского сочинения, но и руководить этим творческим процессом, помочь сложиться замыслу, выбору темы и героев детской сказки, помочь в развитии сюжета, в построении повествования. Это создает определенный уровень творческого рассказывания, активизирует ребенка в дальнейших попытках сочинять. Педагог использует русскую народную сказку как возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребенком собственной сказки.
На третьем этапе дети проявляют наибольшую самостоятельность в сочинении повествования собственной сказки, рассказа. И все приемы педагогического руководства должны содействовать этому.
Существуют приемы, которые педагог использует на протяжении всего процесса развития творчества, на всех его этапах. Это пересказ народных сказок. Сказка – произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. И. передавая ее, ребенок овладевает опытом поэтической и одновременно разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащает свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.
Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки, дети усваивают художественные средства их раскрытия - композицию, выразительные средства языка. Естественно, что необходимые для формирования словесного творчества условия – широкая работа по развитию речи в целом и совершенствование речи в ее эстетической функции – не только предшествуют этапам формирования, а должны осуществляться на протяжении всего периода руководства творчеством.
Народные песни, игры, хороводы, потешки, сказки обогащают детские представления, использование их в творческих заданиях оказывают влияние не только на развитие музыкально – творческих способностей детей, но и на их всестороннее развитие.