Марина Суркова
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире – в формирование общих художественно-творческих способностей детей.
Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.
Публикация «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе комбинирующей деятельности воображения, которая позволяет ребенку использовать из прежнего опыта хорошо знакомые ему художественные образы, слова, образные и типичные выражения, «однако комбинация этих элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть». Это умение «из элементов создавать построение, комбинировать старые и новые сочетания и составляет основу творчества» [47, с. 19]. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец [11, 24 и др. ] рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям [11].
Под словесным творчеством мы вслед за О. С. Ушаковой понимаем «продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, слов и т. п.» [42, с. 4].
«В основе словесного творчества, – отмечает О. С. Ушакова, – лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы» [42, с. 5]. Данное положение имеет особое значение для нашего исследования в связи с тем, что оно должно еще раз подтвердить положение о тесной взаимосвязи между развитием словесного творчества и обучением детей дошкольного возраста рассказыванию.
Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей [42, с. 19].
Рассматривая словесное творчество дошкольников как начальную ступень их литературного развития, методисты считают, что только хорошо усвоенные навыки словесного творчества могут в будущем стать основой элементарного словесного творчества [47, с. 68].
В психолого-педагогической литературе встречается довольно обширный список исследований, посвященных проблеме словесного творчества дошкольников : А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., а также работ, рассматривающих проблемы развития речи на занятиях по ознакомлению с художественной литературой: А. М. Бородич, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Л. М. Гурович, С. М. Чемортан, Н. В. Гавриш.
Цель данной работы – определить педагогические условия эффективного развития словесного творчества детей 5-6 лет в процессе обучения рассказыванию.
Объект исследования – процесс развития речи и словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования элементарных навыков словесного творчества в процессе обучения детей 5-6 лет рассказыванию.
Гипотеза исследования: развитие словесного творчества детей 5-6 лет в процессе обучения рассказыванию будет эффективным при соблюдении следующих условий :
- интеграция разных видов деятельности детей (художественной, речевой, творческой продуктивной);
- учет особенностей восприятия художественных произведений детьми 5-6 лет;
- включение программного чтения в различные формы воспитательно-образовательного процесса;
- ориентация педагога на развитие поэтического слуха, использование приемов работы, способствующих формированию у детей критического отношения к художественным средствам, использованным автором в произведении и эмоционального отношения к содержанию прочитанного (беседа, объяснение новых слов и фраз, повторное чтение, показ иллюстрации и др., и активизации их в самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Задачи исследования:
1) актуализировать содержание понятия «словесное творчество» в психолого-педагогической и методической литературе;
2) изучить особенности развития детского словесного творчества;
3) определить уровень развития связной речи и словесного творчества детей 5-6 лет;
4) организовать целенаправленную работу по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию;
5) проанализировать результаты исследовательской работы.
Методологической основой исследования послужили:
- положения теории речевой деятельности, сформулированной в трудах Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина [11, 35];
- положения психологии о формировании словесного творчества на основе комбинирующей деятельности воображения; о творческом воображении как сложном психическом процессе, неразрывно связанном с жизненным опытом ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец) [11, 24];
- методическое положение о тесной взаимосвязи между развитием словесного творчества и литературным развитием детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова) [42].
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ речевой деятельности);
3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Экспериментальную базу исследования представляет МДОУ «Детский сад № 88» г. о. Саранск Республики Мордовия.
Структура работы: итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.