Анна Владимировна Бражник
Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
Вашему вниманию предлагается презентация на тему: «Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий»
Актуальность темы определяется тем, что ведущая роль в развитии ребенка – это связная речь. В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с недоразвитием речи, у которых возникают затруднения в овладении навыками связной контекстной речи. Это обусловлено нарушением разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического. Наличие вторичных нарушений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т. д.) создают для этих детей дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Публикация «Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий» размещена в разделах
Также остается актуальной проблема поиска инновационных подходов в развитии речи детей.
Предлагаю рассмотреть методы воздействия на речь ребенка. Слайд №2
Традиционные методы – проверенные временем методы, приемы и инструменты, направленные на достижение поставленной цели.
Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.
Инновационные методы - это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
А теперь я хочу остановиться на методах и технологиях, способствующих развитию речи.
Слайд № 3
- Артикуляционная гимнастика;
- Логопедический массаж, самомассаж или взаимомассаж (языка, ушных раковин, лица, верхнего плечевого пояса);
- Дыхательная гимнастика;
- Музыкотерапия, звукотерапия;
- Ароматерапия, хромотерапия;
- Логоритмика (действия сопряженные с речью и музыкой);
- Разнообразные вопросы, планы, схемы, мнемотаблицы, изображения;
- Разнообразные речевые игры и упражнения («Один-много», «Скажи ласково», «Исправь ошибку», «Цепочка слов», «Продолжи рассказ» и др., направленные на развитие определенных компонентов речи;
- Куклотерапия, сказкотерапия, либропсихотерапия (лечебное чтение);
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж и взаимомассаж кистей рук; су-джок терапия и др.) сопряженно с речью;
- Инновационные технологии (презентации, детские компьютеры и планшеты, компьютерные игры, интерактивные игрушки - «Повторюшки», говорящие микрофоны, куклы и др.).
Использование нетрадиционных и инновационных подходов в своей работе позволяет мне повысить мотивацию детей к занятиям, максимально использовать их потенциал, тем самым повысить качество речи у дошкольников.
Давайте рассмотрим методы и технологии более подробно.
Слайд № 4
Артикуляционная гимнастика-комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения.
Слайд № 5
Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем.
Слайд № 6
Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека, который помогает успокоить, снять боль и напряжение; стимулирует или наоборот расслабляет определенные группы мышц, способствует умственному, речевому и физическому развитию детей.
В работе с детьми, имеющими речевую патологию, широко используют:
массаж рефлексогенных зон: кистей, стоп, аурикул (ушные раковины);
логопедический массаж;
самомассаж;
взаимомассаж.
Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению — возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Аурикулярный массаж помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память.
Логопедический массаж – это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, способствует сокращению сроков коррекционной работы.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией, взаимомассаж - это массаж, выполняемый детьми в паре или подгруппе. Эти виды массажа способствуют развитию образного мышления, памяти, укреплению речевого, умственного и физического здоровья детей, а также сплочению детского коллектива.
Слайд № 7
Виды арт-терапии:
музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
сказкотерапия;
куклотератия;
мнемотехника;
креативная игротерапия (песочная терапия);
смехотерапия;
ароматерапия;
цветотерапия (хромотерапия).
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Давайте остановимся на некоторых видах арт-терапии подробнее.
Слайд № 8
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений; коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи.
Слайд № 9
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Повысить интерес к обучению, улучшить память, сосредоточиться помогут ароматы базилика, розмарина, мелиссы, чабреца, розы и др.
Для уменьшения усталости, снижения утомляемости можно использовать ароматы корицы, мяты, гвоздики, бергамота, сосны, лимона, можжевельника.
Непоседливых детей успокоит запах мускатного шалфея, лаванды, сандалового дерева.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Виды ароматерапии:
• ванны;
• распыление;
• ингаляциия;
• массаж.
Слайд № 10
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус, либо успокаивает. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер.
Например:
Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет. Отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.
Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение и оказывает благотворное влияние на соматически ослабленный детей.
Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Слайд № 11
Логоритмика - это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Слайд № 12
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Слайд № 13
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия, куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Слайд № 14
Мелкая моторика
Массаж и множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых есть и упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, активизируют речевые зоны в коре головного мозга. Поэтому нужно уделять им достаточно времени, потому что совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Я хочу назвать некоторые виды игр и массажа с нетрадиционным использованием предметов:
игры с крупными бигуди;
игры с длинными бигуди;
игры с прищепками;
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
игры с шестигранными карандашами;
массаж камнями;
массаж приборами Су-Джок терапии и др.
Слайд № 15
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии :
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд № 16
Инновационные технологии для развития речи, такие как:
интерактивные игры и игрушки;
презентации;
детские компьютеры и планшеты;
говорящие микрофоны, куклы и др.
Которые способствуют:
- формированию необходимых речевых навыков, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
- развитию памяти : зрительной, слуховой, моторной;
- развитию произвольного и не произвольного внимания;
- повышению уровня мотивации к обучению;
- развитию мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой;
- формированию и развитию совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов;
- повышению самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
- расширению объема получаемой информации;
- развитию таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость, достижение поставленной цели.
Слайд № 17
Но, нужно учитывать правила и особенности проведения интерактивных мероприятий для детей:
- занятия проводятся обязательно под присмотром педагога;
- речевой материал и другие развивающие игры подбираются в соответствии с возрастом, поставленными целями и задачами;
- количество: не более 1 раза в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (ВТ, СР, ЧТ);
- непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр не должна превышать 10 -15 минут, в зависимости от возраста;
- продолжительность занятия с использованием компьютера для детей, после перенесённых заболеваний в течение 2-х недель, уменьшается до 7-10 минут;
- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
- ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
- недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.
На представленных сайтах вы найдете познавательные игры для развития речи детей.
Как показывает опыт, использование комплексного подхода и нетрадиционных форм в работе с детьми по развитию речи, в том числе в формировании связной речи, позволит повысить качество и эффективность педагогического воздействия, по сравнению с использованием традиционных форм работы.
Слайд № 18
Спасибо за внимание!