лариса кочемирова
Развитие образной речи детей посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Я, Кочемирова Лариса Геннадьевна, воспитатель высшей категории. Тема моего выступления «Развитие образной стороны речи детей посредством фольклора».
2 слайд:В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал, примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравнимыми качествами в точности и образности. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Они рождаются в живой разговорной речи, проникают из песенок, поговорок, потешек, отделяются от них, становятся самостоятельными. Поэтому считаю актуальным развивать образную сторону речи детей.
Публикация «Развитие образной речи детей посредством фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3слайд: Целью моей работы является развитие образной речи детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с людьми, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
В результате целенаправленной работы дети должны научиться выделять средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы); использовать средства художественной выразительности в собственной речи, уметь внимательно слушать и понимать содержание произведений фольклора.
4слайд: Работу начинаю с младшего возраста. Задачи ставлю с учетом возрастных особенностей детей. В соответствии с задачами подбираю и распределяю литературный материал.
Задачи для младшего дошкольного возраста:
1. Учить передавать с помощью фольклорных произведений эмоциональное состояние людей и животных, адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника;
2. Упражнять в использовании средств интонационной речевой выразительности;
3. Учить использовать слова и выражения, способствующие выразительности речи;
4. Расширять «читательский» опыт (опыт слушателя) за счет жанров фольклора.
Знакомство с фольклором начинаю с коротких песенок, потешек, колыбельных. Напевность и образность их помогает создать у детей хорошее настроение и эмоциональную отзывчивость.
5 слайд: В среднем дошкольном возрасте добавляются пословицы, загадки, скороговорки. При их помощи у детей обогащается словарь яркими, образными выражениями, развивается память, мышление, воображение.
6 слайд: Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей старшего дошкольного возраста развивается понимание образной стороны речи. На этом этапе задачи усложняются:
1. Стимулировать и развивать речевое творчество детей;
2. Развивать умение понимать и учитывать в процессе общения эмоциональное состояние собеседника;
3. Учить самостоятельно использовать средства интонационной выразительности речи, побуждать использовать вопросительную, восклицательную, повествовательную интонации в речи;
4. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метаморфические загадки) и поэзии (басни, литературные загадки с метафорой).
Литературный материал расширяется. Знакомлю детей с закличками, дразнилками и небылицами.
7 слайд:Воспитательно-образовательный процесс строю по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми (это непосредственная образовательная деятельность, развивающее общение в ходе режимных моментов);
- самостоятельная деятельность детей.
8 слайд: Образовательную деятельность детей строю на основе интеграции и комплексно-тематического планирования.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей помогает мне обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Содержание интегрированных занятий основывается на ознакомлении с окружающим, т. е. образовательная область «Познание», которая интегрируется с развитием речи – образовательная область «Коммуникация». Включаю ознакомление с художественной литературой – о/о «Чтение», а также продуктивную деятельность – о/о «Художественное творчество», разнообразные игры – о/о «Социализация» и о/о «Музыка».
При этом каждое занятие сохраняет форму увлекательной игры.
Работу начинаю с педагогической оценки. Диагностический инструментарий разработала на основе программы «Детство», педагогических технологий: «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» под редакцией Н. А. Карпухиной; И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…».
9 слайд: Для детей младшего дошкольного возраста были выведены следующие критерии:
- умение слушать и проявлять эмоциональный отклик на произведения фольклора (песенки, прибаутки, пестушки);
-понимать и принимать несложный фольклорный текст;
-самостоятельно проговаривать знакомый текст потешек.
10 слайд: В среднем возрасте:
- умение придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки;
- умение передавать характер героев при помощи языковой выразительности;
-самостоятельно, с желанием проговаривать наизусть текст потешек.
11 слайд: В старшем дошкольном возрасте:
- умение понимать образность народного языка;
- умение в свободном общении пользоваться образными выражениями;
- самостоятельно выделять метафоры, сравнения, эпитеты.
12 слайд: Работа состоит из нескольких этапов.
1 этап: (младший возраст) - знакомство детей с народным творчеством. Работу начинаю с самого простого:
Колыбельных песенок, пестушек, приговорок, попевок.
Использую игровые методы, рассматривание с малышами картинок, иллюстраций, игрушек. В процессе рассматривания, использую игры – имитации, драматизации. Большая работа проводится во время режимных процессов: знакомлю с потешками для умывания, кормления, расчесывания, колыбельными.
Особое внимание уделяю коммуникативным играм, побуждаю детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька», «Ножки, ножки, где вы были)
Учу детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давала понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами, логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо – громче - громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно: ша-шаша-наша каша хороша и т. д.).
13 слайд: НаII этапе (средний возраст) широко используютакие произведения:заклички, приговорки, игровые припевы, загадки, потешки. Продолжаю развивать устойчивый интерес к фольклору через знакомство с новыми жанрами устного народного творчества.
Дети повзрослели, подбираюпотешки, песенки с более сложным содержанием. Задачи усложняются, учу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть ее. Дети учатся двигаться и говорить, как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком произведение фольклора (подвижная игра «Кот Васька», хороводная игра «Заинька», потешка «Я по лесу, по зеленому бреду»)
В работе использую чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки. Учу четко выговаривать слова со звуками, подбирать слова с этими звуками, развивала фонематический слух.
Развиваю мелкую моторику в сочетании с речью («Сорока-белобока», «Этот пальчик»).
Загадки – полезное упражнение для детского ума. В средней группе знакомлю детей с загадками - выставляла игрушку и подбирала к ней загадку. Дети быстро отгадывали, ведь загадываемый предмет был перед глазами. В работе с детьми использую загадки про явления природы, про живых существ, про предметы домашнего обихода, про животных и растений.
Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире провожу игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».
Много радости доставляют детям загадки «Подскажи словечко». Провожу вечера – развлечения, где в гости к ребятамприходит бабушка – Загадушка.
14 слайд: На III этапе (старший возраст) использую в работе считалки, жеребьевки, дразнилки, поддевки, заманки. Это любимая форма детского самовыражения. В старшей группе на первый план выходит творческая работа с детьми по составлению «фольклористических» сказок: превращение пословиц, загадок, потешек, считалок в сказки.
Работа строится в форме бесед, посиделок, сказочных путешествий, вечеров сказок, литературных викторин: «Осенины», «Зимние посиделки», «Кузьминки», «Колядки», «Веснянка», «Фольклорная мозаика».
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей (игры-имитации, драматизации, где дети в самостоятельной речи используют образные выражения.
Считаю, что именно такие формы работы являются наиболее эффективным средством раскрепощения личности каждого ребенка, проявления инициативы, интересов, способностей. Вместе с детьми мы готовим рукописные книги по произведениям фольклора, по произведениям собственного творчества.
15 слайд:Для успешной и плодотворной работы с детьми была организована образовательная среда.
Подобрала и изготовила разнообразные дидактические игры, изготовила различные виды театров, разработала и оформила серию опорных схем для рассказывания произведений фольклора, изготовила атрибуты к инсценировкам произведений устного народного творчества, произвела оснащение книжного уголка произведениями фольклора с крупным и понятным детям шрифтом.
16 слайд: Результативность моей работы видна на диаграмме. В младшей группе на конец года только 10% детей могли внимательно слушать и эмоционально реагировать на короткие песенки, потешки, колыбельные.
В ходе систематической работы с детьми средней группы удалось значительно улучшить результат: 25% детей стали запоминать и эмоционально обыгрывать произведения как со взрослым, так и в самостоятельной деятельности.
К концу третьего года работы 60% детей с удовольствием занимались словотворчеством: охотно придумывали сказки из пословиц, загадок и других произведений фольклора. Речь детей стала образной, наполненной яркими выражениями, эпитетами, сравнениями.
17 слайд: И свое выступление я хотела бы закончить словами Тихеевой:
«Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться его сокровищами».