ольга волкова
Консультация для педагогов «Развитие психофизических качеств: Силы и гибкости у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Психофизические качества включают в себя такие понятия, как сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость. Их развитие – важная задача физического воспитания.
Я на личном опыте убедилась, что развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие психофизических качеств: Силы и гибкости у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Проявление физической силы обуславливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Развитие гибкости.
Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений.
Одним из важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание или «стрейчинговые упражнения».
Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных и плавных движений (сгиб – разгиб, направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Это метод фиксированной растяжки. Стрейчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их.
Работая над проблемой развития у детей силы и гибкости, для предупреждения утомления я создала наиболее благоприятные условия:
1. определила место и время проведения занятий в режиме дня, сочетание их с другими занятиями (упражнения на гибкость даются детям легче во вторую половину дня) ; 2. регламентировала время физической нагрузки (увеличивала постепенно, особенно силовые упражнения).
3. включала упражнения в различные формы двигательной активности (в утреннюю гимнастику, физкультминутки, самостоятельную деятельность детей, давала задания на дом, в различных играх и эстафетах) .
Все виды гибкости развиваются в такой связи с развитием мышечной силы.
Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, бросок мяча от груди). В комплексы ОРУ включала упражнения на растягивание:
-свободные, плавные движения отдельными частями тела (наклоны, повороты, вращения туловищем, сгибания-разгибания.)
- статичное удержание максимально достигнутой амплитуды
- пружинные движения
- махи
А также упражнения с отягощением, что усиливало инерцию в маховых и пружинных движениях, что позволяет увеличить амплитуду движений.
Применяла упражнения с мячом (перебрасывание мяча через рейку, лазанье по стенке с мячом в руках, игровые упражнения («Велосипед», «Перекаты», «Морская звезда», «Вместе-врозь»); упражнения у гимнастической стенки («Уголок», «Обезьянка», «Висы с поднятием ног»); упражнения на гимнастической скамье (ползание на животе и спине, запрыгивание и спрыгивание, перепрыгивание); упражнения с набивным мячом (бросок вверх и ловля, перепрыгивание мячей, упражнения в парах); упражнения с жезлом на растяжку мышц рук и ног; упражнения с гимнастической палкой или гантелями (наклон вперед, вниз, назад, в сторону, подъем руками по палке, рывки руками и т. д.) развивают не только гибкость, но и способствуют формированию правильной осанке.
Для развития гибкости нужно упражняться в растягивании мышцы и связок, а также в умении напрягать и расслаблять мышцы. Многие упражнения для туловища, шеи и ног влияют на развитие гибкости. Поэтому, я считаю, необходимо:
часто повторять упражнения при малой интенсивности;
перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки;
в процессе упражнений полезно выполнять пружинящие движения (неоднократно повторяющиеся наклоны вперед из положения сидя);
постепенно увеличивать амплитуду, используя инерцию движения (направленные махи ногами);
постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела;
чередовать напряжение мышц с их расслаблением;
упражнения на гибкость выполнять систематически;
развитие гибкости должно идти в соответствии с развитием мышечной силы, так как мышцы, окружающие суставы, у детей еще недостаточно сильны, то может появиться чрезмерная подвижность суставов.
Что касается развития силы мышц, то она развивается в упражнениях, где нужно преодолевать вес собственного тела или вес внешнего сопротивления. Для этого следует:
повторять упражнения, постепенно увеличивая сопротивление (увеличивать вес предмета, преодолевая утомление, повторять упражнение несколько раз;
многократно повторять одно и тоже упражнение до появления утомления в мышцах, несущих основную нагрузку;
специальные силовые упражнения даются в небольшом объеме;
на утренней гимнастике, занятиях постепенно увеличивать нагрузку (особенно для туловища и шеи).
Применительно к дошкольникам выносливость рассматривают как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент.