Егорова Юлия
Психологический портрет дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, и, особенно важно, в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.
Слайд 3
Психологический портрет дошкольника.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития современного дошкольника.
Публикация «Психологический портрет дошкольника» размещена в разделах
Этот интерес связан с тем, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, социального и нравственного благополучия, и от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в этот период развития ребенка.
Слайд 4
Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется психолого-педагогическими характеристиками воздействия на него общества, окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи.
Дошкольный возраст — этап психологического развития от 3 до 6–7 лет.
Слайд 5
А. Н. Леонтьев говорил о том, что каждый период развития определяется ведущей деятельностью, которая создает условия для психического развития ребенка и обеспечивает переход к новому возрастному этапу и новой ведущей деятельности.
Слайд 6
Таким образом, все это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника :
• выявление особенностей познавательной сферы,
• выявление особенностей развития личности дошкольника,
• определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.
Слайд 7 – картинка «Психологический портрет дошкольника»
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
То есть Социальные изменения привели к изменениям психологическим.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.
С одной стороны, но есть и другая сторона социального изменения –
У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е. О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.
Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.
Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с суперспособностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребёнка искажена.
Серьёзную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат - снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями.
Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего в следствии переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.
Слайд 8
Хочется отметить, что составление схематичного психологического портрета дошкольника обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка.
Слайд 9 Портрет психически здорового ребенка - картинка
Слайд 10 Портрет психически нездорового ребенка
Однако в современном мире не мало случаев с осложнениями в психическом развитии ребенка дошкольного возраста, что в свою очередь приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).
Выделяют:
Нарушения умственного развития (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. д.);
Нарушения поведения (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность, доминирование и пр.);
Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т. п.);
Нарушение коммуникативного статуса (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т. д.);
Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т. п.).