Ирина Балакина
Консультация для педагогов «Профилактика утомления детей в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация "Профилактика утомления детей в ДОО". Консультация для педагогов. 2 слайд
Что же такое утомление?
Утомление - это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости, ослабление сил.
3 слайд Актуальность
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время физиологи, гигиенисты, психологи рассматривают профилактику утомления детей как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения. Поэтому проблема утомления детей является одной из актуальных тем, которая неразрывно связана с представлениями об адаптации, о работоспособности, восстановлении функциональных резервов организма человека. Состояние полного физического, психического и социального благополучия-это есть залог здоровья.
4 слайд Цели и задачи данной темы
Основная цель: Устранение причин, ведущих к утомлению детей.
Задачи: Создавать условия для эмоционального благополучия детей.
Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.
5 слайд Признаки
Как понять, что ребенок устает, перегружен информацией или деятельностью?
Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания и интереса к деятельности, замедлением мышления, появляется двигательное беспокойство, зевота.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений.
6 слайд Причины утомления :
Утомление возникает тогда, когда нагрузка превышает норму обычного и комфортного для организма воздействия на нервную систему человека. Это может вызвать:
однообразие деятельности;
излишняя статичность детей;
нарушение суточного режима (уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна)
недостаточное пребывание на воздухе
неправильное соотношение нагрузки (деятельности) и отдыха.
- неправильно подобранный материал;
-большое количество детей в группе (шум);
7 слайд К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести:
1. Сбалансированный режим дня
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
2. Пребывание на свежем воздухе
Пребывание на свежем воздухе не только положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, а также является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.
3. Использование в образовательном процессе игр и упражнений, методов и приемов, которые помогают ликвидировать не-благоприятные состояния и их последствий.
8 слайд Игры, упражнения, методы, приёмы
На данном слайде перечислены какие игры, упражнения можно использовать для того, чтобы сохранить благоприятные условия для эмоционального благополучия детей.
• Пальчиковая гимнастика
• Физкультминутки
• Дыхательная гимнастика
• Психогимнастика
• Минутка релаксации
• Подвижные игры
9 слайд Пальчиковая гимнастика
Относится к направлению «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» Проводится в любой удобный отрезок времени. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
10 слайд Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Правильное дыхание стимулирует не только работу сердца, головного мозга и нервной системы, но и помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на занятии.
11 слайд Физкультминутки
Физкультминутки для дошкольников проводятся в виде весёлых игровых действий, можно с использованием музыки. Продолжаются не более 2 минут. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Можно использовать во время занятия и дыхательную гимнастику.
12 слайд Использования игровых и психотехнических методов
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр) направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Использовать психогимнастику можно как в качестве частичного замещения физкультминуток, в качестве релаксации. Можно использовать в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми. Такие игры помогают снять усталость и возбуждение на занятии или собраться перед занятием, отдохнуть между занятиями.
Например игры на расслабление, снятие психоэмоционального напряжения «Мыльные пузыри», «Подари улыбку другу», «Снеговик», «Солнечный зайчик», «Подснежник», «Море волнуется». Упражнения с мобилизирующем эффектом «Заряд бодрости», «Сбрось усталость», «Гора с плеч».
13 слайд Игры на внимание и мышление помогают детям переключиться с одного вида деятельности на другой, расслабиться, снять напряжение «Мячи в круге», «Шапка невидимка» (запомнить и назвать предметы, «Съедобное-несъедобное», «Чёрное с белым не носить, да и нет не говорить», «Да-нет», «Тропинка» (двигаются друг за другом, по команде принимают нужное положение). В такие игры можно поиграть между занятиями, утром, во второй половине дня.
14 слайд Минутки релаксации
Активная физическая и умственная деятельность создают излишнее возбуждение в нервной системе. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Релаксация – мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Снять напряжение можно как глубоким мышечным расслаблением сидя или лёжа на полу под спокойную музыку, так и использовать самомассаж с массажными мячиками, играя с водой или песком и т. д.
15 слайд
16 слайд Подвижные игры
Подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Веселое настроение в игре так же оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка.
Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. Целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Наиболее полезны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки.
17 слайд Работа с родителями
По теме было проведено родительское собрание, где обсудились причины утомления детей и их профилактика и мастер класс и играми на снятие утомления.
18 слайд Пособия
Родители помогли в изготовлении пособий для группы
19 слайд Уголок
Совместно с родителями и детьми был создан уголок расслабления (как назвали его дети) или уголок психологической разгрузки. Эмблема нарисована детьми.
20 слайд Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.
21 слайд Литература
22 слайд Спасибо за внимание!
Консультация
на тему
«Профилактика утомления
детей в ДОО»
Выполнил:
воспитатель группы № 8
Балакина И. В.
г. Балахна 2023г.