Наташа Зарудко
Презентация «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Проектная деятельность, как наиболее эффективная технология обучения детей среднего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и улицах нашего города».
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования. Поэтому я выбрала такую форму работы формы работы с дошкольниками как проектная деятельность.
Новизна опыта
Темочки:
Новизна моего опыта заключается в использовании инновационных технологий в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.
Поставила для себя цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улицах, дорогах нашего города, и в транспорте через проектную деятельность.
Задачи: расширить знания детей о правилах дорожного движения и правилах поведения пешеходов.
Сформировать умение у детей ориентироваться на улицах нашего города с помощью вовлечения их в проектную деятельность.
Воспитывать в ребенке грамотного пешехода.
Ожидаемый результат
• Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.
• Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
• Проявление гуманных чувства: доброта, отзывчивость и сострадание.
• Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей как участников дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми.
Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы над проблемой :
1. Изучить методическую литературу по данной проблеме.
2. Разработала планирование.
3. Создала в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения.
4. Подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.
В чем заключается суть моего опыта? Это поэтапное, постепенно усложняющаяся, с учетом возраста, систематизированная работа.
Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице
средством достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми :
Игровые направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность :
Проектная деятельность направленная на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность, музыкально-художественную деятельность
Творческая мастерская направлена на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность (мелкая моторика).
Проблемные ситуации направлены на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность.
ИКТ Направленные на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, коммуникативную, деятельность
Здоровьесберегающие Направленные оздоровительную, двигательную, познавательно-исследовательскую деятельность
В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса, считаю наиболее значимыми следующие:
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип необходимости и достаточности;
• принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;
• принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия;
• принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира;
• принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности;
• принцип педагогики сотрудничества.
Содержание системы реализую:
• через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры;
• на специально организованных занятиях по безопасности;
• в совместной деятельности взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной, необязательной форме (в ходе режимных моментов, прогулок);
• в развивающей среде группы (уголок «Светофорика», изо -деятельность, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребё нка с транспортной системой:
• Ребёнок - пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
• Ребёнок - пассажир;
Здесь изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомлю с обязанностями пассажиров, учу наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
• Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т. д.).
Педагогические технологии, используемые в работе по обучению старших дошкольников ПДД
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Свою работу я начала с расширения представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учила понимать и употреблять понятия здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Организовывала и постепенно направляла познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Знакомила с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта.
Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, занятий на построение и перестроение, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. Использовала такие подвижные игры как: «Займи своё место», «Светофор», «Воробышки и автомобиль», «Тише едешь дальше будешь», и др.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учила различать направления вперед, назад, сзади, налево (слева, направо (справа). Например, говорила: «Возьмите квадрат, как я, в правую (левую) руку и положите посередине листа».
Старалась организовать в группе, игровые уголки, способствующие уточнению и закреплению пространственных ориентировок. С этой же целью предлагала для игры различные машины (грузовые, легковые, автобус).
С помощью настольно-печатных игр: «Назови, о чем я расскажу», «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Сложи знак», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации» учила детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов. Во время игровой деятельности старшие дети составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки, составляли небольшие рассказы о дорожной ситуации. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов). Интересной и эффективной формой работы стала организация игр соревнований: «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил». В подвижных играх не только обогащала жизненный опыт детей, но и совершенствовала двигательные навыки и умения, ловкость, быстроту, координацию движений.
В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети активно используют макеты: «Улицы города», «Заправочная станция», «Парковка». В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».
Широко использую в практике работы со старшими дошкольниками викторины, где ребёнку предоставляется возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание Правил дорожного движения, а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками. В процессе конкурсов дети состязаются в выполнении каверзных заданий, проблемных ситуациях: «Подскажи верное решение», «Найди ошибку». Конкурсы провожу между детьми одной группы.
В процессе совместной деятельности предлагала детям педагогические ситуации. Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм, иллюстративный материал. Моделировала ситуации негативного поведения детей в транспорте, предлагала найти правильное решение и проиграть вновь ситуацию.
Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволило мне сделать каждое занятие из серии «Школа Светафорика» нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. В роле Светофорика выступаю сама, что даёт возможность лично общаться с детьми, ненавязчиво направлять их обсуждения в нужное русло. На наших встречах, с использованием информационных технологий, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают свою деятельность как занятие, стимулом для работы становится не доминирующая роль воспитателя, а собственное желание детей поучиться в «Школе Светофорика». Занятия интегрированные, предполагают участие всех детей.
Реализация проектной деятельности помогла воспитанникам лучше усвоить элементарные основы безопасного поведения на дорогах.
В условиях проекта «Что рассказал нам автомобиль» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение. Закрепили правила поведения в пассажирском транспорте, с правилами поведения на улицах города. Познакомила детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на улице.
Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы : беседы по теме «Как переходить улицу», «Транспорт», «Как вести себя в транспорте». Чтение художественной литературы В. Берестов «Про машину», В. Семерин «Держись дорожных правил строго».
Дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний»,
«Назови правильно», «Автомобили», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. В ходе развлечения «Внимание, дорога!», дети вспомнили виды деятельности, которые предшествовали развлечению. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Так же были реализованы такие проекты как : «Где начинается дорога», «Куда нас улица ведет», «Путешествие в большой город», «Улица полна неожиданностей»
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей в творческой мастерской направляю на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. Занятия в творческой мастерской планировала в рамках кружковой работы «Уроки Светофорика». Дети создавали творческие композиции, выставки, макеты по теме «Улицы нашего города», «Дорожные знаки». В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.
Неотъемлемой частью образовательной работы являются целевые прогулки. Прогулки провожу по дорогам города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаю внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. На прогулках наблюдали за движением транспорта, пешеходов, различали транспортные средства по названию и величине (большой и маленький, легковой автомобиль, автобус, узнавали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, устанавливали простейшие причинно-следственные связи в окружающем. В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
Во время экскурсий по улицам города обращала внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождала рассказом, художественным словом, выслушивала рассказы детей о ситуациях, произошедших с детьми на дороге из личного опыта.
При обучении детей правилам дорожного движения подхожу к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Развивающая предметно-пространственная среда
Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:
-уголки безопасности в группе;
-наглядно-дидактический материал:
• настольно-печатные игры;
• дидактические игры;
• атрибуты для кукольного театра;
• атрибуты для развлечений;
• атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Водители и пешеходы»,
• плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;
• разрезные картинки,
• тематические альбомы
• подборка художественной литературы, книг-раскрасок: «Я на улице», Н. И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г. Шалаева «Величайшие изобретения!», П. Синявский «Жили-были автомобили» и др.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге использую:
• игрушки различных видов транспортных средств
• разрезные картинки,;
• настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
Разработала методические пособия с учетом возрастных особенностей детей : игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для педагогов и родителей.
Организация работы с родителями.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей. Поэтому важно донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
С этой целью:
• в уголке для родителей разместила материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте : папки-передвижки-«Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», «Правила перевоза детей в автомобиле" и др.
• на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивала моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
• разработала материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге («Ребенок переходит улицу», «Правила поведения при сезонных изменениях погоды», «Колесо истории. Древнейшие средства передвижения», «Кто построил первый автомобиль?») и др. ;
• привлекала родителей для участия в проектной деятельности : «Где начинается дорога», «Куда нас улица ведет», «Путешествие в большой город», «Улица полна неожиданностей» ,«Что рассказал нам автомобиль».
Работа с педагогами.
С целью распространения опыта работы в детском саду выступила с консультацией «Правила дорожного движения для дошкольников». В рамках методической недели был организован коллективный просмотр непосредственной образовательной деятельности из цикла «Школа Светофорика».
Так как требования к качеству дошкольного образования повышаются. Это значит, что мы должны дать своего рода универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры детей, в том числе и культуры и правил поведения на дороге. Поэтому с детского возраста необходимо вырабатывать стереотипы безопасного поведения на дороге. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
В ходе своей работы я поняла, что обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми видами деятельности в детском саду, формируя при этом у дошкольника культуру поведения, выдержку дисциплину. Данную работу необходимо проводить систематически, по возможности применяя нетрадиционные подходы, как в формах, так и в методах обучения. Также я считаю, что при этом необходимо поддерживать постоянное взаимодействие не только с семьей, но и с профессионалами – сотрудниками ГИБДД. Все это, несомненно, будет способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.
Заключение.
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста начинается с подачи личного примера взрослыми из ближайшего окружения ребенка.
Реализация задач по формированию правил безопасного поведения на улицах и дорогах у детей должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности : в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний.
В процессе исследовательской деятельности был выбран метод проектной деятельности как путь, в процессе которого предположительно, должны эффективно формироваться у детей старшего дошкольного возраста правила безопасного поведения на дорогах. В соответствии с данным предположением была выстроена работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию правилах безопасного поведения на дорогах в условиях проектной деятельности.
Данный опыт показал, что выбранная технология позволяет включить в себя множество интересных методов и приемов работы с детьми, совокупность которых, положительно сказывается на повышение продуктивности запоминания правил безопасного поведения на дорогах. Объясняется такой факт собственной активностью ребенка. Детям интересно принимать участие в деятельности проекта, у них появляется мотивация запоминать материал.
Таким образом, проведенная работа показала, что технология проектной деятельности является одним из эффективных методов формирования знаний о правилах безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста при создании соответствующих условий.
И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед воспитателем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
3. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт. -сост. М. Р. Максиняева, Т. Ю. Филиппова, С. В. Обоева. – М., 1999.
4. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4 : Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. ; Просвещение. - 2006.
5. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора/ Т. Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г
6. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М. «Просвещение» 2005
7. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т. А. Шорыгина– М. : ТЦ Сфера, 2009.- 80с.
8. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008