Лучший педагог года

Проект «Весёлые нотки»

Елена Шашкова
Проект «Весёлые нотки»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта

Проблема работы с талантливыми детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. По мнению учёных, потенциальным талантом обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, я считаю, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детского таланта, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально способными детьми стала актуальной и значимой для меня. Исходя из важности названной проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в современной педагогике, я разработала индивидуальный проект «Лейся песенка», который ориентирован на поддержку и развитие талантливых детей, направлен на их личностное развитие и успешность.

Публикация «Проект „Весёлые нотки“» размещена в разделах

Цель проекта : создание системы работы для раскрепощения личности воспитанников направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.

Задачи:

формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);

способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);

побуждать к творческой самореализации;

развивать эмоциональную сферу ребенка.

Вид проекта : творческий

Участники проекта : Воспитанники детского сада № 10 «Берёзка», педагоги и родители.

Срок реализации проекта : сентябрь 2013г – май 2015г. (2 года)

На подготовительном этапе я исследовала психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, разработала план по реализации выявления детей с ярко выраженными способностями и программу «Лейся песенка» в которой представлена система работы по развитию певческих способностей.

На диагностическом этапе подобрала и разработала методы выявления музыкально талантливых детей и провела начальную диагностику по следующим параметрам:

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

2. Диагностика чувства ритма

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

4. Диагностика чувства тембра

5. Диагностика динамического чувства

6. Диагностика чувства музыкальной формы

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Я объективно оценила уровень музыкального развития дошкольников, учитывая их возрастные особенности, осуществляя индивидуальный подход. В результате выявила шесть детей с певческими способностями.

На практическом этапе мною были созданы условия для развития детей с признаками музыкальной одарённости. В ходе реализации основной части проекта мною осуществляется работа с талантливыми детьми, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Занятие по развитию певческих способностей состоит из трёх частей

В начале занятия использую короткое вступительное слово, вношу яркие иллюстрации, объясняю непонятные слова, прослушиваю с детьми фрагменты произведений. Это помогает ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к песне, соответствующее настроение. Далее – объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения, как правильно открывать рот. К этим требованиям приходится возвращаться каждое занятие, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

В основной части занятия совершенствую работу над вокально-хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, исполнение песен в ансамбле). Для этого использую различные распевки. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения – используют только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для выразительной дикции использую комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, специальные приемы и упражнения на изменение скорости речи. Много усилий требует работа над развитием чистоты интонирования. Дети учатся петь без музыкального сопровождения и слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Для закрепления песенного материала предлагаю петь соло, тройками, по рядам, под фонограмму, под металлофон.

Затем приступаю к разучиванию песни. Показываю, как можно пропеть тот или иной музыкальный фрагмент. Во время разучивания темп беру более медленный, чтобы дети успевали пропеть. Когда встречаются трудные мелодические обороты или скачки, прорабатываю их в виде распевок до разучивания песни. Если в песне есть запев и припев, то начинаю с припева, так как детям его легче запомнить. Для активизации процесса запоминания вношу красочный иллюстративный материал, схемы – модели песен, слайд – презентации, раскрывающие ее характер, если позволяет содержание, инсценируем песню. Варианты исполнения могут быть разными, но повторение песен вместе с воспитателем на праздниках и в повседневной жизни, способствуют закреплению их в памяти детей. В конце разучивания песни провожу развивающую игру, которая направлена на приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизацию на эмоционально – образную ситуацию). Заканчиваю занятие музыкальной игрой. Использование игры позволяет сделать процесс обучения пению и развитию певческих способностей у талантливых детей не только доступным, интересным и увлекательным, но и развить музыкальный слух, память, ритм.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере заинтересовать внимание детей на занятии и решить проблему развития творчества. Поэтому я стараюсь внести в педагогический процесс современные технологии, которые бы обеспечивали не только эффективное запоминание, сохранение информации, но и ее последовательное воспроизведение. В содержание музыкального материала активно включаю элементы логоритмики, (пальчиковые и речевые игры с вокальным сопровождением, игры с палочками, проговаривание скороговорок, считалок и т. д.) Чередование умственной работы с активным отдыхом осуществляю в игровой форме, что способствует снятию утомления. Дети с удовольствием выполняют упражнения для развития дыхательной системы, для формирования правильной осанки, для укрепления плечевого пояса, шеи, рук, для снятия нервного напряжения. Слежу за соблюдением гигиенических условий в музыкальном зале: чистотой, температурой, свежестью воздуха, освещением. Тем самым использую здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Мои наблюдения показали, что у дошкольников, занимающихся в кружке постепенно усваиваются вокально-хоровые навыки, которые постепенно усложняются, совершенствуется мелодический вкус. Дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения, о форме произведения. Выстроенная мною система работы позволяет воспитанникам совершенствоваться в музыкальном развитии. И мне очень хочется верить, что я своей работой, своим отношением помогаю детям любить песню во всех ее проявлениях. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Лейся песенка» Актуальность проекта Проблема работы с талантливыми детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде.

Творческий и познавательный проект «Слава армии родной» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Тема проекта: «Слава армии родной» Возраст детей: 5-7 лет Тип проекта: творческий, познавательный Вид проекта: краткосрочный Проблема: отсутствие.

Автор публикации:
Проект «Весёлые нотки»
Опубликовано: 19 марта 2014 в 12:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Весёлые нотки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шашкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД