Анастасия Пинчук
Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе посредством чтения сказок»
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В. А. Сухомлинский
Идея проекта
Искусство слова отражает действительность через художественные образы. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему, развивает речь. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, сопереживать.
Актуальность
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к художественной литературе посредством чтения сказок“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Предлагаемый проект позволяет ребенку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Знакомство с художественной литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Цель проекта: Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок.
Задачи проекта:
Формирование восприятия целостной картины мира, расширение кругозора через поступки героев, сюжет сказок (ОО «Познав. Разв.);
Прививать правила безопасного поведения на примере сказок (ОО «Соц. -ком. Разв.»);
Развивать связную народной и литературной сказки, приобщение к чтению художественной речь через пересказ художественного текста, ознакомление и закрепление знаний о содержании литературы через сказку (ОО «Реч. Разв.»);
Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, знакомство с литературным произведениями (ОО «Х-ЭР»);
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности (ОО «Физ. Разв.»)
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательски-творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Постановка проблемы
Проявление интереса дошкольников к чтению сказок.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает, и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же,напротив, дает возможность домыслить, "дофантазировать".
Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Предполагаемые результаты
Использование сказок в активной речи детей;
Создание развивающей предметно-пространственной среды;
Формирование познавательного интереса у детей;
Расширение представлений о художественной литературе;
Вовлечение дошкольников в творческую деятельность;
Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Этапы проекта
информационно-подготовительный;
организационно-практический;
итоговый.
Используемые методы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы
.
Словесные : Чтение художественной литературы; Беседы по прочитанному; Пересказ произведений.
Практические: Игры - драматизации; Дидактические игры; Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); театрализованная деятельность
Наглядные: Показ иллюстраций, картинок, игрушек; Просмотр видеороликов, мультфильмов; Оформление выставок; Использование разных видов театра
Формы работы с родителями
Беседы, Рекомендации, Консультации, Участие в проекте (Помощь в создании книжного уголка в группе, Помощь в оформлении выставок, Читаем дома и книжки-малышки)
Заключение
Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.
Таким образом, приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный запас, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.