Валерия
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Подготовка дошкольников к обучению грамоте»
2 слайд Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. Большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. Этого нужно опасаться, так как некоторые из них могут быть не знакомы с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки:
Публикация «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» размещена в разделах
3 слайд
• Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;
• Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания).
• Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква».
• Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ].) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.
При такой подготовке к обучению грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.
4 слайд Давайте запомним:
1. Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.
5 слайд
2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма.). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики, для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
6 слайд
4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,. ] - в словах звучат сердито (твердо).
5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П’, БЬ-Б’, ТЬ-Т’, ДЬ-Д’, МЬ-М’. ] - в словах звучат ласково (мягко).
6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
7 слайд
Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе подготовки к обучению грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию.
8 слайд
При подготовке к обучению грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).
9 сдайд Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные, согласные (твердые и мягкие, сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков.
10 слайд Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.
11 слайд Формирование звуковой активности речи является одной из основных задач дошкольного образования. Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:
• обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
• целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевой (звуковой) активностью детей во всех видах деятельности;
• повышение профессионального роста педагогов в вопросах развития звуковой активности дошкольников;
• изучение состояния речи детей;
• участие родителей в речевом воспитании детей.
12 слайд Задачи по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
Младший дошкольный возраст
1. Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу.
2. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме: «Солнце или дождик», «Идите с нами поиграть», «Угадай, кто кричит», «Поспешили —насмешили», «Кто как кричит», «Угадай, что делать», «Угадай, кто идет», «Дует ветер», «Эхо», «Чей пароход лучше гудит».
3. Упражнения на развитие дыхания: «Чей одуванчик раньше улетит», «Пускание корабликов», «Птицеферма».
4. Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.
13 слайд Средний дошкольный возраст
1. Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов.
2. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем, согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук».
3. Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные, знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки, отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки, наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов.
4. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ). При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и др. (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й).
5. Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.
• Игры на развитие дыхания: «Поиграем животиками», «Узнай по запаху», «Носик и ротик поучим дышать», «Загони мяч в ворота», «Погудим», «Большой и маленький», «Паровоз».
• Игры по звуковой культуре речи: «Угадай, чей голос», «Возьми игрушку», «Будь внимательным», «Секрет», «Повтори правильно», «Выдели слово», «Назови и отгадай», «Наши имена», «Отбери предметы».
14 слайд
Старший дошкольный возраст- этап развития звуко-буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения.
В этом возрасте дети учатся проводить фонетический разбор слов:
- Количество слогов;
- Гласные звуки (ударные и безударные);
- Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие);
- Количество звуков и букв.
15 слайд
Подготовка детей к обучению грамоте включает два основных направления:
- Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка
- Подготовка руки ребенка к письму – овладение некоторыми графическими умениями
16 слайд
Подготовка руки дошкольника к письму заключается в различных упражнениях по обводке, штриховке, конструировании букв из отдельных элементов, применении пальчиковых игр, использовании ножниц. Обучение письму в полном объеме – только в школе.
17 слайд
В своей работе по подготовке дошкольников к обучению грамоте, мы используем пособие Людмилы Юрьевны Бондаревой. В нашей группе организован центр грамоты, а также широко применяем комплект «Речь+», который помогает во всех направлениях речевого развития детей: словарь, грамматический строй, связная речь.
18 слайд
Благодарю за внимание