Лилия Бязрова
Презентация «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена
образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает:
овладение детьми речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Публикация «Презентация „Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ» и др.
При выборе технологии необходимо ориентировать ся на следующие требования:
ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей
воспитание культуры общения и речи;
технология должна носить здоровьесберегающий характер;
основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Технология
«Азбука общения»
Авторы: Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова.
Представляет собой теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
Нацелена:
на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений
на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям,
на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Технология «Азбука общения»
Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.
Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:
- обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой;
- воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении;
- формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;
- развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей;
- развитие самоконтроля в общении и др.
Для решения названных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности :
- развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);
- этюды, импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- моделирование и анализ ситуаций общения;
- сочинение историй и др.
«Технология активизирующего обучения речи как средство общения»
Автор: О. А. Белобрыкина
нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Лингвистические игры
«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).
«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).
«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т. д.).
«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т. д.).
«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т. д.).
«Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т. д.).
«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т. д.).
«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т. д).
«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т. д.).
«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т. д.).
«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т. д.).
«Мнемотехника»
Авторы: В. К. Воробъева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов, Т. В. Большева, Л. Н. Ефименкова и др.
Мнемотехника представляет собой
систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций Данная система методов способствует
развитию разных видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной,
мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников,
Широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при заучивании стихов и др.
«Мнемотехника»
использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует
творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса,
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ
Авторы: Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. наука о том, как решать проблемы.
Возникла она в нашей стране в 40-е годы.
Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер
(1926-1998, советский (а позднее — российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст.
РТВ-«развитие творческого воображения».
один из курсов, которые преподаются в процессе обучения ТРИЗ.
Этот курс появился значительно раньше, чем Теория развития творческой личности (ТРТЛ).
главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его
Главная особенность «тризовских» технологий
доходчивость и простота подачи материала и формулировке сложной ситуации.
Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребёнок научится применять «тризовские» решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает их тризовских игр и упражнений.
Синквейн
– новая технология в развитии речи дошкольников
Стихотворение без рифмы из пяти строк.
Но это уже совсем другая история….
Спасибо за внимание и до новых встреч!