Мария Наминова
Отчет о реализации долгосрочного проекта «Родной край» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о реализации долгосрочного проекта в старшей группе.
2012–2013 г
Я, Наминова Мария Баркудаевна работаю воспитателем МК ДОУ Д/С «Алтн Булг».
Мои многолетние наблюдения показали, что воспитанники детского сада имеют недостаточное представление о своей малой родине – пос. Цаган Амане, о Юстинском районе и Республике Калмыкии, недостаточно владеют родным языком. Дети не имеют достаточного представления о том, какая природа у нас, какие животные и птицы обитают у нас в степи и дельте реки Волга.
Публикация «Отчет о реализации долгосрочного проекта „Родной край“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Наш район богат своими традициями, обычаями, славен своими людьми, мы, взрослые, стремимся привлечь внимание наших детей к красотам родного края, к обычаям и традициям нашего народа, мы пытаемся привить у наших детей любовь и интерес к родному краю.
Проблема, возникшая в последние десятилетия, побудила меня более углубленно заняться вопросами формирования интереса у моих воспитанников к родному поселку Цаган Аман, Юстинскому району и Республике Калмыкия.
В основу своей работы мы взяли долгосрочный проект «Родной край», который позволил нам шире решать поставленные задачи.
Цель проекта -
Формирование целостного представления о родном крае через решение следующих
задач:
Формирование у детей представлений о достопримечательностях родного посёлка.
Воспитание любви к родному дому, семье и уважения к родителям и их труду.
Формирование основ национальной культуры, языка и традиций.
Формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству.
Знакомство со знаменитыми земляками.
Знакомство с профессией животновода.
Приобщение родителей к участию в проектной деятельности.
Воспитанник, в результате реализации проекта должен иметь :
- первичные представления о своей семье, родном крае, природе;
- проявлять заботу о своей семье;
- иметь первичные представления об истории родного поселка;
- уметь рассказать о своем поселке, назвать его;
- знать государственную символику своего района, поселка, Республики Калмыкия;
- проявлять интерес к народному творчеству;
- знать калмыцкие народные и календарные праздники;
- знать произведения калмыцких художников, поэтов, писателей в т. ч. наших земляков.
- знать фамилии авторов произведений калмыцких писателей, поэтов, художников;
- знать представителей животного и растительного мира, обитающих на территории Калмыкии;
- иметь представления о карте Юстинского района, п. Цаган Аман, Республики Калмыкии;
- знать знаменитых людей своего поселка.
Проект реализовывался совместно с подменным воспитателем Ванькаевой Н. Б., музыкальным руководителем Четырёвой Э. Ш., воспитателем по физической культуре Кокшевой М. С. и родителями моих воспитанников.
Апробация проекта «Родной край» продолжалась в течение 2012- 2013 учебного года.
Мы, педагоги и родители стремились создать модель дошкольника, который уходя из детского сада, владел бы родным языком, знал бы традиции и обычаи своего народа, любил бы и оберегал окружающую природу, любил бы беззаветно свою малую родину - Цаган Аман, и где бы не был в будущем мой воспитанник, он всегда хранил бы в душе тепло родного края.
В основу нашего проекта был взят раздел Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н. Е. Вераксы, «Ознакомление с окружающим». В основу проекта вошли сезонные явления: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». На каждый месяц были составлены проектные карты. Так, например, в ноябре месяце основная тема проекта - «Куда улетают птицы?». Изучение темы предусматривало наблюдение за сезонными изменениями в природе, наблюдение за перелетными птицами. В ходе беседы формировали у детей представления о зимующих птицах и об оказании им помощи человеком.
В течение месяца рассматривали иллюстрации: «Осень», «Золотая осень» И. Левитана, иллюстрации «Перелётные и зимующие птицы». Читали художественную литературу: стихи «Осень наступила» А. Плещеева, «Улетает лето» Е. Трутневой, рассказы «Улетают журавли» И. Соколов- Микитова, «Осенний ковёр» Б. Тимофеева., «Почему ноябрь пегий?» Н. Сладкова.
В октябре месяце, мы - воспитатели, музыкальный руководитель Четырева Э. Ш., воспитатель по физической культуре Кокшева М. С., учитель калмыцкого языка Еловенко Г. А. вместе с ребятами ходили на экскурсию в парк, осматривали достопримечательности посёлка - скульптуры Габан Шараба, Аюки-Хана, Скорбящей матери.
Чтобы дети лучше запомнили название скульптур, их историческое значение в жизни калмыцкого народа, охарактеризовала каждую скульптуру, провела занятие «Скульптуры нашего поселка», фотографировали детей на фоне скульптур. Проделанная работа позволила детям запомнить название скульптур, авторов этих произведений, их значимость в жизни нашего села. Дети узнали, что в честь Аюки – Хана названа одна из главных улиц в нашем поселке.
В целях формирования интереса у детей к достопримечательностям родного края, бережного отношения к природе, организовывали экскурсию на Волгу, проводили экспериментальную работу. Мы с ребятами совершали десант по очистке берега от сухого мусора, набирали воду в бутылки для проведения эксперимента по загрязненности воды в Волге.
Эксперимент показал осадок на дне бутылки, что говорит о загрязненности волжской воды - мы, люди виноваты в этом и нам необходимо, сохранять природу.
Несколько лет назад Волга являлась символом рыбного богатства, была богата осетрами, белугами, севрюгой, стерлядью. Сегодня эти виды рыб являются редкостью.
Виновником уменьшения численности осетровых пород в Волге также являемся мы - люди.
Чтобы у детей остались яркие впечатления об экскурсии, наблюдали за буйными красками осеннего леса за Волгой, фотографировались на берегу реки Волги, у памятников «Скорбящей матери», «Габан Шараба», «Аюки Хана».
В детском саду по впечатлением увиденного дети рисовали прекрасный осенний лес, лепили грибы, конструировали из бумаги лебедя на занятиях по ручному труду.
В свободное вечернее время дети рассматривали фотографии с достопримечательностями нашего поселка и могли закрепить представления о том, кто такой Габан Шараб? Аюка-Хан? О чём грустит Скорбящая мать? Как итог знакомства с достопримечательностями нашего села, совместно с детьми и родителями оформили альбом «Наши экскурсии».
Фотографии с достопримечательностями села, детские рисунки, аппликации, были размещены в уголке для родителей для ознакомления с работой проекта.
В рамках реализации проекта «Родной край» мы, педагоги совместно с детьми и родителями работали над краткосрочным проектом «Моя семья», «Моя родословная».
Цель данных проектов направлена на формирование семейных ценностей, воспитание у детей интереса к семейным традициям, любви и уважения к родным и близким. Была проведена большая работа с родителями: Консультации по составлению «Семейного древа», «О терминах родства у калмыков», «Живи, думая обо всём роде своём».
На занятиях дети рисовали портреты мам и членов семьи, совместно с родителями создавали семейные альбомы с фотографиями родственников, рассматривали их с другими детьми, давали характеристики, называя родственников по именам и устанавливая семейные связи между ними.
На конкурсе чтецов, посвященных Дню матери, дети декламировали стихи о маме, бабушке – как носительницах семейных ценностей и традиций, источнике уважения и любви близких людей. На конкурсе чтецов среди средних и старших групп 1 место занял мой воспитанник Горяев Эрдни.
Как подведение итога реализации проекта «Моя родословная» родители совместно с детьми участвовали в конкурсе «Древо семьи». Победителями конкурса стали семьи Шакировых, Санжираевых, Горяевых. Семьи - победители награждены Почетными Грамотами детского сада.
Конкурс дал возможность родителям и детям проявить причастность, уважение и гордость за свой род.
Мною было разработано тематическое планирование по ознакомлению детей с родным краем. Планирование состоит из 14 занятий:
• «Наше государство – Российская Федерация»
• «Москва – столица нашей Родины»
• «Малая родина – Калмыкия»
• «Элиста – столица Калмыкии»;
• «Красная книга - что это такое?;
О редких и исчезающих видах животных, занесенных в Красную книгу»;
• «Животные Калмыкии, Охрана животных»;
• «Лекарственные растения Калмыкии, Экскурсия в степь».
• «Знакомство с художником Калмыкии Г. О. Рокчинским»;
• «Знакомство с поэтами В. Шуграевой и Д. Кугультиновым»;
• «Великое наследие калмыцкого народа - эпос «Джангр»;
• «Знакомство с п. Цаган – Аман», Экскурсия к памятникам: «Скорбящая мать, Габан Шараб»
• «Экскурсия в хурул»
• «Целевая экскурсия на Волгу», «Рисование Волги»
• «Жизнь замечательных людей п. Цаган Аман».
Занятия были включены в разделы Программы воспитания в детском саду, «Ознакомление с окружающим», «Художественная литература», «Рисование», «Развитие речи», «Ручной труд».
Организация каждого занятия сопровождалась изготовлением пособий, для лучшего усвоения материла. Совместно с детьми изготавливались альбомы:
• «Моя Родина»
• «Моя Калмыкия»
• «Моя семья»
• «Цаган Аман»
• «Джангр – калмыцкий героический эпос»
• «Животные степи»
• «Калмыцкие праздники и обряды»
• «Жизнь замечательных людей»
• «Стихи о Родине»
• «Наши экскурсии»
• «Хальмг зурачнр»
• «Хальмг бичачнр»
Как я отметила выше, наши дети не имеют достаточной информации о растительном и животном мире родного края. В нашем проекте мы уделили этому разделу большое внимание. Проектная карта в ноябре месяце была посвящена тематике «Куда улетают птицы?». Мы наблюдали за осенними изменениями природы, обращали внимание детей на то, что некоторые птицы улетает в теплые края, а остальные остаются зимовать на родине.
В целях обогащения впечатлений детей о зиме, формирования интереса к родной природе в зимний период через синтез искусств (стихотворная лирика, изобразительную, музыкальную деятельность) совместно с музыкальным руководителем Четырёвой Э. Ш проводила интегрированное занятие «Идет волшебница-Зима».
Мы, педагоги, подводили детей к пониманию того, что птицам нужно облегчить проживание в зимний период. С этой целью мы с детьми рассматривали иллюстрации «Перелётные и зимующие птицы», «Журавлиная песня», заучивали стихи такие как: «Жура-жура-журавель», знакомили детей с птицами, являющимися символами нашей степи, как журавль – красавка, степной орел.
На занятиях музыки и физкультуры музыкальный руководитель Элеонора Шалвировна знакомила детей с калмыцкими танцами: «Танец журавлей», «Танец орлов».
Воспитатель по физической культуре Марина Санжаевна на занятиях закрепляла элементы калмыцких танцевальных движений. Знакомство и закрепление представлений о птицах продолжалось в течение года.
Мы, педагоги, глубже знакомили детей с птицами, зимующими на родине и перелетными птицами.
Цикл занятий и бесед были посвящены животным, обитающих на территории Калмыкии. На занятии по окружающему миру я проводила занятия на следующие темы:
• «Какая степь без сайгака…»;
• «Сайгаки - гордость степей» Б. Сапронова. ;
• «Сказ о суслике» Г. Кукареки.
Воспитателем Ванькаевой Н. Б. было проведено интегрированное занятие «Сайгак – степная антилопа». Совместная работа позволила детям глубже воспринять представление о птицах и животных, обитающих на территории нашего края. Немаловажное значение в нашей жизни играет растительный мир Калмыкии. От того, как мы сохраним его, зависит наша природа.
На интегрированном занятии «Весна», проведенного в марте 2014г. основной задачей поставила знакомство детей с весенними цветами и растениями.
Большое впечатление на детей произвела легенда о подснежнике. На территории детского сада ежегодно весной распускаются сотни прекрасных подснежников, но наши дети не срывают цветы и бережное отношение к ним останется на всю жизнь. Наша степь богата лекарственными растениями: лапчатка, полынь, одуванчик, череда, солодка и т. д. Мы, педагоги, считаем своим долгом воспитывать у детей бережное отношение к нашему «богатству»- окружающему миру.
На территории бывшего кирпичного завода нашего поселка произрастают прекрасные степные тюльпаны. Несколько лет назад степные тюльпаны были визитной карточкой нашего района, но люди, безжалостно уничтожали красоту.
«Тюльпанный край - тюльпанный уголок…», так можно было охарактеризовать нашу степь. Красота наших тюльпанов запечатлена в стихотворении Григория Кукареки «Тюльпаны».
Свои впечатления дети отразили в изготовленных способом оригами разноцветных тюльпанов на занятиях по ручному труду.
В рамках реализации проекта немаловажное значение имеет непосредственное знакомство с нашими земляками – людьми внесших свой вклад в развитие района, формирование у детей чувства гордости за земляков, которые прославляют трудом свой край.
На занятии по окружающему миру я включила темы о наших замечательных земляках:
- «Музыкант с берегов Волги» о самобытном композиторе Баатре Убушиевиче Борманджиеве, заслуженном работнике культуры Калмыкии.
- «Лучший на ковре» о борце, мастере спорта СССР по вольной борьбе, тренере Александре Сергеевиче Нимгирове, мастере спорта СССР, Почетного работника общего образования РФ, Отличнике физкультуры и спорта России.
В процессе знакомства с нашими земляками дети познакомились с музыкальным наследием Б. Борманджиева, разучили песню «Цаган Аман».
Модель нашего выпускника в процессе реализации проекта предполагает знание детьми произведений художников, поэтов, писателей Калмыкии, знакомство с их творчеством. Дети знают стихи народного поэта Давида Никитича Кугультинова, как стихотворения: «Волга», «Кусок хлеба»; стихи Веры Киргуевны Шуграевой: «Энкр тег», «Экдян»; стихи нашего земляка – народного поэта Калмыкии Хасыра Сян Бельгина «Я иду в направлении севера, по степи иду в Цаган_Аман». Знают произведения народного художника России Гарри Олеговича Рокчинского: «Мать - земля родная», «Джангарчи Овла Эляев», «Журавлиная песня».
В процессе знакомства детей с поэтами, художниками и их произведениями, стремилась познакомить детей с биографией, их портретами.
Кропотливая совместная работа над реализацией проекта «Родной край» дала положительные результаты. Дети, непосредственные участники проекта стали больше проявлять интерес к истории родного края, к своим семейным традициям. Знают представителей животного и растительного мира, обитающих на территории нашего района, имеют осознанное представление о родном поселке, его достопримечательностях, своих знаменитых земляков, произведения калмыцких писателей, поэтов, художников.
Реализация проекта «Родной край» - это новая инновационная работа нашего коллектива и я надеюсь, что другие педагоги поддержат работу по формированию у детей любви и интереса к родному краю.