Ксюша Баева
Цели и задачи кружка по обучению чтению «По дороге к Азбуке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель кружка :
Основной целью кружковой работы по обучению чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).
Задачи кружка :
В старшем дошкольном возрасте решаются 3 основных задачи по подготовке к обучению грамоте :
Публикация «Цели и задачи кружка по обучению чтению „По дороге к Азбуке“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
научить- звуковому анализу и синтезу слов, т. е. сравнению и различению звуков на: гласные – согласные, звонкие – глухие, мягкие – твердые;- слоговому анализу и синтезу, т. е., делению слов на слоги разной слоговой структуры;- анализу и синтезу предложения, т. е. работе со схемами предложений. Детей обучают в последовательности: звук и слово - предложение – слог.
Работа над звуковым анализом слова.
Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру.
На различение звуков окружающей действительности
1.«Что звучало?»
2. «Послушай и воспроизведи»
3.«Жмурки»
4. «Шумящие коробочки»
Работа над звуковым анализом слова
Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру.
На различение звуков окружающей действительности
1.«Что звучало?»
2. «Послушай и воспроизведи»
3.«Жмурки»
4. «Шумящие коробочки»
Произнесение и сравнение речевых звуков:
«Поймай звук»
«Угадай звук»
«Послушаем, кто говорит»
«Отними звук»
«Любопытный»
Со словами паронимами и омонимами
«Подскажи словечко» :
Лото «Паронимы»
Игры на определение места звука в слове
Лото «Назови картинку и найди гласный звук»
«Каждому звуку свой домик»
«Паровоз».
Составить предложения со словами - паронимами.
Игры на определение места звука в слове
Лото «Назови картинку и найди гласный звук»
«Каждому звуку свой домик»
«Паровоз».
Система занятий включает в себя работу по четырё м основным направлениям:
- Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) ; работать над интонацией и выразительностью речи.
- При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог.
- Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).
- Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Место звука в слове
При решении этой задачи необходимо использовать наглядные пособия такие как «Пчела села на цветок»
Можно использовать пособие с движущейся фишкой.
Анализ и синтез слога.
«Сосчитай звуки»
«Скажи вместе»
«Звуки на ладошке»
Игровое упражнение «Соедини фишки».
Позиция звука в слове
Начальный звук в слове. Для подготовки к обучению грамоте очень важно, вычленяет ли ребенок звук из состава слова и правильно ли он называет этот звук. Звуки и буквы в русском языке называют по-разному. Например, буква ЭС, а звукС ; буква ЭР, а звук Р.
В результате работы взрослых, ребенок научится озвучивать определение начального звука так:
В слове «дом» первый звук Д.
Слово «дом» начинается со звука Д.
Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.
Выделить голосом и назвать первый звук в слове.
Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук.
Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук.
Назвать все звуки в слове по порядку.
Сосчитать и назвать количество звуков в слове.
Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук.
Организуя обучение, планирую следующие результаты: овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит»; различать гласные, твердые и мягкие согласные; правильно ставить ударение в знакомых словах. ; плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту; составлять из букв разрезной азбуки слова и предложения.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!