Наталия Внукова
«По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе «Звук [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Цели: расширение представления о звуке [Ц], об участии органов артикуляции в его произнесении; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравнивать слова по звуковому и слоговому составу; развитие закрепления представления о смысло-различительной роли фонем; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, способности производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, преобразовывать слова путём добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов; обогащение словарного запаса, закрепление умения подбирать лексический материал к заданной схеме; развитие грамматического строя, связной речи, мышления, памяти, восприятия, интереса к получению новых знаний и умений.
Публикация «„По дороге к Азбуке“, Конспект занятия в старшей группе „Звук [ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование: Герои-игрушки: Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова, обозначение звука [Ц], картинки на звук [Ц].
Материалы: Рабочая тетрадь «По дороге к Азбуке». Пособие по речевому развитию для детей. Ч. 4 (6-7 лет). Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова.
Цветные карандаши. Касса звуковых обозначений на каждого ребенка.
Ход занятия.
I. ПОВТОРЕНИЕ (развитие связной речи).
– Чем отличаются звуки [С] и [С’]?
– Какой буквой они обозначаются?
– Чем буквы отличаются от звуков?
– Как Ежик починил карусель?
II. История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову. (звуковая культура речи)
Игрушки так веселились и смеялись, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла лошадка. «А вы почему не в цирке?» - спросила она их. От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить. «Сегодня в цирке большое представление, - продолжила лошадка. – Садитесь на меня. Я вас отвезу». (См. рис. на с. 30)
По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке и зовут ее Царицей. «Ты разве жена царя?» - поинтересовался Лисенок. «Совсем нет, - засмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны». Еще Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, то тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они еще маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад.
«Ой! Что-то я совсем заболталась, - воскликнула Царица. – Мы с вами можем не успеть к концу представления!» Она посоветовала своим наездникам держаться покрепче и понеслась во весь опор.
«Цок – цок – цок – цок!» - застучали по дорожке ее копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку – сказочному дворцу чудес.
– Какой звук слышится в начале слов: царица, царь, цирк?
– Сегодня мы поговорим о звуке [Ц].
III.
1) – Картинка, где изображено, как цокает лошадка Царица, обозначает звук [Ц]. Как движется язык во время произнесения этого звука?
– Покажите на рисунке звук [Ц], расскажите, какой он. (Согласный, глухой, твердый.)
– Выложите с помощью звуковых обозначений слоги : ЯЦ – АЦ – ЦА, ЕЦ – ЭЦ – ЦЕ, ЁЦ – ОЦ - ЦО и т. д. ,
Слова: ЦЫПЛЕНОК, ПЕВЕЦ.
– Найдите на карте города домик звука [Ц] и проведите к нему стрелку.
2) Работа с рисунком (с. 31).
– Каким цветом обозначается звук [Ц]? Почему?
– Определите, в какой части слова слышится звук [Ц], и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки.
3) Работа с рисунком (с. 30).
– Назовите детенышей циркового детского сада.
– Назовите мам этих детенышей и пометьте кружком тех из них, чьи имена произносятся со звуком [Ц].
– Кто мама у львенка? (Львица.)
– В этом слове есть звук [Ц]? (Да.)
– Нарисуйте синий кружок рядом со львенком.
Так с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно дети рисуют кружки рядом с ягненком, медвежонком, тигренком и цыпленком.
4) Физкультминутка.
Лошадка.
Цок, цок, цок, цок,
Я – лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь прокачу.
Мы поскачем по дорогам
То аллюром, то галопом,
Попасемся на лугу,
Отдохнем на берегу.
(Дети поочередно топают ногами (руки на поясе, потом бегут по кругу приставными шагами. Затем останавливаются, делают наклоны вперед, как бы пасутся, в конце садятся на корточки, отдыхая.)
5) Работа с рисунком (с. 31).
– Как можно назвать одним словом все, что изображено на картинках? (Продукты.)
– Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука [Ц], зачеркните этот продукт.
– В чем подают сахар? (В сахарнице.)
– В этом слове есть звук [Ц]?
– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Нет.)
– В чем подают масло? (В масленке.)
– В этом слове есть звук [Ц]? (Нет.)
– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Надо.) И т. д.
6) Измените слово так, чтобы в нем появился звук [Ц] :
а) слово (словцо, письмо (письмецо, окно (оконце, дно (донце, блюдо, платье, вода, девочка, метель;
б) учитель (учительница, воспитатель (воспитательница, художник, мастер, танцор, ученик, проводник, читатель;
в) плавает (пловец, поет (певец, кует; хитрый, мудрый, умелый, удалой, глупый, молодой.
7) Работа с рисунком (с. 31).
– Это буква «цэ». Какой звук она обозначает?
– Как вы заштрихуете эту букву?
– На какие буквы похожа Ц и чем от них отличается?
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
– Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Г. Сапгир)
– Превратите эту букву Ц в цаплю.
– Прочитайте слоги.
IV.
– Что вы узнали о звуке [Ц]? Какой буквой он обозначается и чем от нее отличается?
– Назовите слова со звуком [Ц].
Литература: "По дороге к Азбуке". Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.