Надежда Кочнева
Развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста посредством работы с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация педагогического опыта
Кочневой Надежды Владимировны, старшего воспитателя
АДОУ «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района»
«Развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста через работу с песком».
«Самая лучшая игрушка
для детей - кучка песка».
К. Д. Ушинский
Публикация «Развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста посредством работы с песком» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему малышу ведерки, формочки и лопатки для песка.
Песочница становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и вся игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие.
Применение песочной терапии наиболее подходит для детей дошкольного возраста. Особенно для детей со слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля, агрессивностью поведения, трудностями общения в детском коллективе, суетливостью, частой сменой настроения, чувством страха. Играя с песком и игрушками, ребенок получает огромное удовольствие, а так же много новых знаний. А значит, развивается интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.
Песок – материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.
Технология опыта.
Цель: Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.
Задачи:
- развивать процессы саморегуляции у дошкольников;
- развивать мелкую моторику;
- развивать фантазию и образное мышление.
Новизна опыта.
Содержание ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Новизна данной работы заключается в использовании художественного творчества на песке, как способа психологической работы с детьми.
Оптимальность и эффективность средств
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Что позволяет нам существенно усилить желание ребенка узнавать что-то новое, развивать тактильную чувствительность, познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторику.
Формы работы :
Дополнительное образование по программе «Картинки на песке». Программа рассчитана на 3 месяца, по 1 занятию в неделю. Программа для детей в возрасте от 4 до 7 лет. За это время дети знакомятся с разными техниками рисования на песке : «темным по светлому» и «светлым по темному», учатся использовать не только пальцы, но и ладонь, ребро ладони, кулачок. Обязательным на каждом занятии является ритуал приветствия.
Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
Презентация опыта для педагогов и родителей.
Все формы включают в себя работу с сухим и влажным песком, игры с фигурками и природным материалом (веточки, листики, ракушки, камушки и другим, трафаретами и картинками, игры в интерактивной песочнице.
Самообразование по данной теме:
Вебинары: «Обучение песочной терапии»;
«Песочная терапия - метод трансформации. Как это происходит?»;
«Образ мистических символов на песочном поле: Баба-Яга, Цербер- трехголовый пес, Емеля-дурак»;
«История семьи на песочном поле взглядом ребенка»;
«Символика белых фигур на песочном поле».
Повышение квалификации по программе "Песочная терапия и арт-терапия с дошкольниками».
Изучение методической литературы и материалов интернет ресурсов.
Ожидаемый результат.
Работая с песком, ребенок получает первый опыт рефлексии, что помогает ему быстрее научиться понимать себя и других. Мы развиваем эмоциональную сферу воспитанников за счет новых ощущений и за счет проговаривания этих ощущений. Т. е. уже в этом возрасте начинается работа по обогащению эмоционального словаря и закладывание базы позитивного эмоционального отношения к окружающему миру.
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005г.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролова Д. «Волшебная страна внутри нас», Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005 г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000 год.
5. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015.