Валентина Нестеренко
Особенности лепки детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Особенности лепки детей с нарушением зрения
Слайд 2
Лепка- это вид деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.
Слайд 3
Виды лепки:
Публикация «Особенности лепки детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
В работе с детьми с нарушением зрения, как и с детьми с нормой, используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу. По форме лепка может быть: объемная и рельефная.
Способы объемной лепки:
Конструктивный
Пластический (скульптурный)
Комбинированный
Для лепки посуды используются способы:
Способ вдавливания (в ср. гр.)
Ленточный способ (ст. гр)
Кольцевой способ (жгутиковый, круговой нелеп) (подг. гр) Выбирание стекой глины
Гончарный.
Слайд 4
Характерные трудности:
В развитии умения целостно, детально последовательно воспринимать содержание сюжетной композиции, включающей большое количество героев, деталей;
В узнавании предметов, изображаемых в различных ситуациях;
Нечеткие пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве;
Длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации. Лепить сложные предметы, состоящие из нескольких частей, слепым детям очень трудно;
Трудно дается лепка шарика или мячика. У большинства детей шарики получаются продолговатой, яйцевидной формы. Лепку шариков в различных вариантах приходится повторять несколько раз.
Слайд 5
Задачи лепки для детей с нарушением зрения:
Развитие мелкой моторики.
Развитие глазодвигательной функции, сопряженной с движением руки.
Закреплять умение фиксировать взор.
Учить, правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности.
Развивать умение правильно передавать форму предметов, цвет, величину.
Развивать пространственное представление детей.
Закреплять знания основных цветов.
Развитие тактильного восприятия, наблюдательности.
Развитие зрительно-двигательную координацию.
Слайд 6
Особенности обучения лепке в младшем дошкольном возрасте:
С младшего возраста дети, с помощью взрослых, осваивают следующие простейшие приёмы работы с пластилином:
- раскатывать «колбаски» и «шарики»,
- сплющивать «лепешки»,
- вытягивать пластилин,
- слеплять детали друг с другом.
Особое внимание обращается на то, чтобы слабовидящие дети придавали изделию нужную форму руками, а не раскатывали на доске. В ходе занятия воспитателю приходится показывать приемы лепки индивидуально, руками ребенка, придавая глине заданную форму.
Для лепки выбираются такие предметы, с которыми дети уже познакомились в игре, в труде, на занятиях по ознакомлению с окружающим и т. д.
Лепка с натуры учит детей воспринимать в предмете существенные черты, но и признаки, характерные для данного конкретного предмета. Этому следует учить с первых занятий.
Воспитатель организует наблюдение предметов слабовидящим ребенком, направляет их, систематизирует, дает четкие инструкции – внимательно познакомиться с предметом, осмотреть его, чтобы затем вылепить.
Слайд 7
Особенности обучения лепке в среднем дошкольном возрасте:
Систематические занятия лепкой позволяют научить ребенка анализировать сенсорные характеристики предметов, их строение, функциональное назначение, и тем самым сформировать адекватные представления о предметах, подготовить ребенка к успешной деятельности.
При лепке предметов сложной формы образец показывается детям в готовом виде.
Показ выполнения должен предшествовать занятию лепкой, так как разборка отвлекает внимание детей от основной темы, затрудняет ориентировку на рабочем месте.
Лепка по представлению проводится на объектах, которые дети ранее не только воспринимали, но и лепили.
Для закрепления материала со слепыми детьми проводятся занятия, на которых воспитатель предлагает детям самим выбрать объекты для лепки. Такие занятия принято называть лепкой по замыслу детей.
Слайд 8
Особенности обучения лепке в старшем дошкольном возрасте:
Вначале отрабатываются наиболее простые и знакомые детям двигательные навыки, когда они лепят хорошо знакомые им предметы (это могут быть фрукты, овощи). Однако к знакомым движениям предъявляются более высокие требования, например к способам скатывания и раскатывания.
Затем отрабатываются такие достаточно сложные способы, как создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме, отгибание краев у расплющенной формы.
Большое количество занятий по лепке в старшей группе посвящено изображению животных, что требует освоения детьми новых способов лепки. Так дети вновь усваивают способ лепки туловища и головы или туловища и ног из одного куска. Использование этого способа требует умения работать со стекой.
Помимо животных и птиц, в старшей группе дети лепят посуду. Лепка посуды осуществляется как способами, усвоенными в средней группе.