Людмила Пузина
Организация условий для адаптации детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Адаптация в ДОУ
2слайд
Твердо убежден, что есть качества души,
без которых человек не может стать
настоящим воспитателем, и среди этих
качеств на первом месте – умение
проникнуть в духовный мир ребенка.
Сухомлинский В. А.
3 слайд
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу группы: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.
Публикация «Организация условий для адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах
4 слайд
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
- возраста;
- состояния здоровья и уровня развития ребенка;
- биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);
- психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).
5 слайд
Что должен знать воспитатель о будущем воспитаннике?
- Преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое).
- Характер засыпания (быстрый, медленный).
- Длительность сна и его характер.
- Аппетит ребенка.
- Нежелательные привычки.
- Навыки самообслуживания.
- Особенности поведения.
- Любимая игрушка, сказка.
- Как ласково называют родители.
6 слайд
При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Поэтому, поступление детей дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания и от родителей и от всего персонала дошкольного учреждения.
7 слайд
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами
8 слайд
Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.
9 слайд
Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех специалистов крайне необходима, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.
10 слайд
1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.
3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.
5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.
6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.
8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.
9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).
11 слайд
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
Лучшее лекарство от стресса – смех.
Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички
12 слайд
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Данная система работы, на наш взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
13 слайд
На протяжении адаптации осуществляется диагностическое определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) на основании ФГОСа ДО от 21.11.2013 г.