Елена Кузьминых
Организация кружковой работы как способа социальной адаптации детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя деятельность педагога, работающего с детьми с нарушением зрения, можно отметить несколько тенденций:
Детей, имеющих нарушения в развитии зрительного анализатора становится все больше;
Среди таких детей увеличивается количество детей, растущих в неполных семьях или оставленных на попечении бабушек и дедушек (с родителями встречаются по выходным дням).
Публикация «Организация кружковой работы как способа социальной адаптации детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Увеличивается и тяжесть сопутствующих отклонений в развитии и состоянии здоровья детей, имеющих нарушения зрения.
Все меньшую помощь и содействие деятельности педагогам оказывают родители воспитанников. Основная цель родителей: материальный достаток и благополучие семьи. А развитие детей, коррекцию нарушений родители склонны в большей степени возложить на детский сад.
Становится очень мало семей, в которых члены семьи в минуты отдыха занимаются каким-либо хобби: вязание, плетение, походы, музыка, и т. п. Основной отдых семей и родителей: компьютер, телевизор. Отсюда гораздо больше сложностей мы стали встречать на пути развития у детей навыков общения со сверстниками и с взрослыми. Дети свободно и легко общаются с техникой и электроникой, и имеют массу проблем в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Свою основную задачу работы, как педагога, я вижу не только в коррекции зрительных нарушений дошкольников, не только в развитии зрительного восприятия и обучения детей социально-бытовой ориентировки и ориентировке в пространстве, а в большей степени в развитии детских способностей и талантов, в развитии игровых навыков, в эмоциональном и психическом развитии детей, в подготовке их к обучению в школе, и в конечном итоге: в социальной адаптации детей с нарушением зрения. Чтобы не чувствовали они себя ущербными, а просто были другими, не такими как все.
Ребенок школьного возраста (у которого гораздо шире сфера общения) может найти психологическую опору у сверстников, в старших товарищах, творческих кружках и т. д. Дошкольник, который проводит в детском саду, как минимум 9 часов каждый день, практически полностью зависит от педагога, его настроения, его отношений с детьми, его желания работать, его умения найти подход к каждому ребенку, его умений и увлеченности. Ведь педагог не только развивает и обучает ребенка, но и создает эмоциональный комфорт в группе. У многих воспитателей есть свои увлечения: кто-то любит живопись и немного разбирается в ней, кто-то увлекается музыкой: поет или играет на каком-либо музыкальном инструменте, а кто-то любит вышивать. Всему этому можно и нужно учить детей, увлечь их.
Эмоционально увлеченный каким-то делом педагог подает гораздо больше примера детям в процессе воспитания уважения к труду, способности к волевому усилию, нежели абстрактные объяснения на занятиях или просто учебные упражнения при овладении тем или иным трудовым навыком. В свете последних тенденций только в детском саду ребенок и может еще приобщиться к разным видам труда, попробовать себя в той или иной деятельности. И очень обидно, если воспитатель не предоставит ребенку такую возможность.
Воспитатель настолько значим для дошкольника, что у ребенка сразу же возникает желание приобщиться к его делу, если воспитатель не отталкивает от себя. Для воспитателя возникает возможность раскрыть наиболее полно весь свой творческий потенциал. И нет более благодарного слушателя, нет более благодарной почвы для восприятия талантов педагога, чем душа ребенка.
В нашей группе 10 человек. Все дети с нарушением зрения. Диагнозы у детей сложные, один ребенок инвалид 1 группы. Из десяти семей, шесть – неполные (нет папы, трое из детей живут с бабушками (маму видят только по выходным дням). И это откладывает свой отпечаток на психику детей : дети инертны, часто бывают раздражительными, неуравновешенными.
Как-то, придя на выставку в ДДТ «Остров», мы с детьми пришли в восторг от работ, представленных там (была выставка детских работ различных кружковых направлений). Мы познакомились с руководителем одного из кружков, в котором школьники занимались изготовлением поделок из кожи. Мы несколько раз побывали у них на занятиях. И под впечатлением выставки, занятий, общения с увлеченными детьми и взрослыми, решили организовать в группе уголок ручного труда под названием «Самоделкин».
Очень хотелось попробовать все и научиться всему и сразу. Мы подобрали орудия и материалы для работы с кожей. Создали оптимальные условия по расположению уголка, по освещенности, по технике безопасности. И началась долгая дорога по освоению навыков работы с кожей.
На первом этапе работы – подготовительном :
Мы учились видеть контур и работать с контуром. На альбомном листе рисовали контур предмета или объекта. Стрелкой указывалось направление выкладывания нити. Дети на контур наносили клей и выкладывали цветную нить (лучше пряжу – она толще, ярче, удобней). Затем начали работать с тканью : на ткани контур рисуется совсем не так легко, как на бумаге (карандашом, да ткань еще собирается, мешается). Делали аппликации из ткани.
На втором этапе – основном:
Работали с кожей. Подбирали композицию. Подбирали материал под композицию. Разыскивали декоративные элементы для украшения поделок.
Вся эта дополнительная работа не была облегчением моей жизни, но вела к сплочению детей, к развитию их воображения, ручной умелости, к осознанию себя как творца и Мастера. Дети сами стали уходить в уголок, чтобы успокоиться, сосредоточиться, почувствовать себя уверенней и самостоятельней, просто выразить себя в работе.
Подводя итог своей работы за этот учебный год, могу сказать, что мы многое приобрели, сделав уголок ручного труда:
Мы дали детям возможность прикоснуться к трудовому процессу. И не просто к бессмысленным трудовым действиям. Когда неизвестно для кого ты протираешь пыль или подметаешь участок. А поучаствовать в конкретном деле: сделать красоту своими руками. Потрогать её. И осознать – это сделал Я САМ.
Мы дали детям возможность попробовать себя в таких видах работ, как работа с тканью, работа с нитью, работа с ножницами и бумагой, работа с выжигательным аппаратом. Пусть никто из них сейчас не увлекся этим творчеством, но кто знает, как все сложится в жизни. Быть может, сегодняшние неумелые попытки завтра превратят наших детей в Мастеров.
Мы научили детей сосредотачиваться на выполняемой работе, доводить её до конца и получать удовольствие от проделанной работы, реально видя результаты своего труда: постарался, «семь потов пролил» - сделал красоту, поработал «тяп-ляп» - получил поделку.
Мы вооружили детей механизмом саморегуляции – именно работа руками помогает нам успокоиться, прийти в равновесие, ощутить мир и покой в сердце и разуме. Дети это теперь знают и очень хорошо научились пользоваться.
Мы продвинулись в развитии мелкой моторики рук у детей – это не так легко держать в руках ножницы и резать кожу, а не бумагу; обводить контур мелом, а не карандашом и т. п.
Мы расширили круг общения детей – стали частыми гостями и посетителями Детского Дома Творчества «Остров».
Мы, если не убрали, то сгладили возможные комплексы детей, что они плохо видят и мало умеют. Мы дали детям возможность почувствовать себя уверенными, самостоятельными, умелыми, мастеровыми и просто талантливыми.
Мы, насколько смогли, объединили детей и родителей вокруг этого творчества: вместе искали материалы, вместе любовались работами.
Мы заложили в детей, посеяли в них семечки любви к труду, к стремлению сделать что-то прекрасное и порадовать близких и далеких. Пусть и не знаем, что из этого вырастит.