Галина Горбунова
Организация условий в ДОУ для оптимизации двигательной активности и оздоровления детей
▼ Скачать +Заказ
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается целым рядом нормативно-правовых документов, таких, как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в ноябре 2013г. Они нацеливают на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывающих различные направления развития и образования детей, в т. ч. физическое развитие.
Публикация «Организация условий в ДОУ для оптимизации двигательной активности и оздоровления детей» размещена в разделах
Поэтому создание благоприятных условий для полного физического, психического и социального благополучия ребенка, является одной из главных задач ДОУ.
Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности всех педагогов и специалистов. Большую часть времени ребенок находится в детском саду, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность педагогов по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Детский сад располагает определенными условиями, необходимыми для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса и физкультурно-оздоровительной работы.
Для физического развития детей и двигательной активности в нашем ДОУ создана предметно-пространственная среда для организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей, представляющей возможность каждому ребенку проявить свою творческую активность, самостоятельность помогающую привить интерес к физкультуре, создать эффект психологического комфорта: имеются специально оборудованный физкультурный зал, крытый плавательный бассейн, физ. уголки в каждой группе с учетом возрастных особенностей детей, их физиологических и функциональных возможностей, двигательных потребностей. Оборудование доступно детям и находится в определенном месте. Воспитателями и специалистами изготовлены пособия из нетрадиционных материалов - это массажеры, корригирующие коврики, дорожки, ребристые доски, пособия для развития глазомера и др., которые используются педагогами в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Реализация оздоровительных задач осуществляется в соответствии с разрабатываемой ежегодно Программой по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Двигательная активность (естественная потребность в движении) — один из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, удовлетворение которой и есть важнейшее условие всестороннего развития и воспитания ребенка. Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие. Гиподинамия (режим малоподвижности) и гиперкинезия (чрезмерная подвижность) влекут за собой отрицательные последствия для детского организма.
В ДОУ разработан режим двигательной активности детей, который включает в себя: ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в зале и бассейне, ежедневные прогулки с включением подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, побудки после сна, спортивные игры и упражнения в течение дня, физминутки на различных занятиях, минутки здоровья, релаксации.
Первое место в двигательном режиме занимают занятия по физической культуре и плаванию, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Занятия рассматриваются с позиций, что это увлекательная радостная совместно со взрослыми двигательная деятельность. Инструкторы по физической культуре в своей работе используют различные формы организации двигательной деятельности детей (в сюжетно-игровой форме, в форме эстафет, с элементами аэробики и др., осуществляя при этом интеграцию различных образовательных областей, достигая при этом высокой моторной плотности занятий, уделяя значение проявлению положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей.
Я работаю в детском саду 21 год инструктором по плаванию. Для успешной реализации программного содержания занятий в бассейне имеется необходимый набор физкультурного и спортивно-игрового оборудования, способного обеспечить детям оптимальную двигательную деятельность, создать обстановку психологического комфорта: имеются надувные круги и нарукавники, пластмассовые лодочки, мячи разных размеров, обручи, тонущие и плавающие резиновые и пластмассовые игрушки, гантели и бутылочки. Бассейн оснащен не только стандартным оборудованием, но и нетрадиционным игровым материалом, созданным своими руками, с учетом гигиенических требований и функциональных возможностей ребенка. Каждое занятие по плаванию приносит радость ребенку, пробуждает у него интерес, стимулирует творческую активность, развивает потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью широко использую разные педагогические приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями.
Спортивные праздники в бассейне «Юные пловцы», «День рождение утенка Тима», «В гости к нам пришел Нептун», и др. несут в себе элемент показательности, они своего рода подведение итогов за некоторый период: на них дети демонстрируют то, чему научились на занятиях по плаванию, показывают свои достижения в развитии двигательных качеств — ловкость, силу, гибкость, быстроту и координацию движений. Кроме того, это всегда положительные эмоции, всеобщее веселье, приятные сюрпризы.
Дети, регулярно посещающие бассейн, достигли хороших результатов: дети младших, средних групп не боятся воды, входят в нее самостоятельно, выполняют различные задания, погружаются в воду с головой. В старших и подготовительных группах многие дети уже владеют техникой плавания кролем на груди и спине, с выносом рук, выполняют упражнения в воде: «поплавок», «звезда на спине и на груди», «винт», «акробат» и др. Воспитатели групп, медицинские работники проводят ежедневные режимные моменты, способствующие активизации двигательной деятельности детей и укреплению их здоровья. В самостоятельной двигательной деятельности у детей закрепляют знания, полученные во время организованных видов занятий.
В структурном подразделении используются развивающие формы физкультурно-оздоровительной работы («минутки» здоровья и релаксации, побудки после сна, закаливание, ионизация воздуха помещений и др.) «Минутки здоровья», «побудки» дополняются пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, простейшим массажем.
Имеется перспективный план игровых упражнений по релаксации во всех возрастных группах.
Много внимания педагоги уделяют закаливанию детского организма - это соответствие одежды условиям деятельности в помещении и на воздухе, босоножие, душ, закаливание воздухом и солнцем. Во время «минуток здоровья», побудок, организованной педагогической деятельности, с детьми проводятся корригирующие упражнения для профилактики нарушений осанки, стопы, зрения, дыхательные упражнения, релаксация, способствующая расслаблению детей.
Для повышения двигательной активности и максимального пребывания детей на свежем воздухе введена дозированная ходьба во всех возрастных группах /от 300м в младшей и средней группах, до 2000м в подготовительной группе/ - по 2-3 раза в неделю.
Педагоги способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни. В ДОУ реализуется парциальная программа «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой.
В детском саду работают кружки физкультурно-оздоровительной направленности «Школа доктора Градусника», «Юный олимпиец», «Дельфиненок», реализующие здоровьесберегающие технологии Кудрявцева В. Г., Егорова Б. Б., Вавиловой Г. Н. .). В результате кружковых занятий дети узнали о том, как заботится о себе и своем здоровье, как выполнять дыхательную гимнастику и другие оздоровительные процедуры.
В ДОУ работа по физическому воспитанию осуществляется во взаимодействии с родителями, для этого используются разные формы: родительские собрания, консультации, открытые мероприятия, совместные праздники, дни открытых дверей, папки – передвижки, экраны здоровья в каждой возрастной группе, валеологические газеты и т. д.
Созданные условия в ДОУ и использование развивающих форм оздоровительной работы обеспечивают отсутствие роста показателей детской заболеваемости. Уже на протяжении 3 лет можно отметить стабильность показателей детской заболеваемости, который ниже чем средний показатель по городу: одним ребенком пропущено по болезни в среднем 9 дней.
Таким образом, созданная система физкультурно-оздоровительной работы обеспечивает оптимальный двигательный режим, позволяющей каждому ребенку проявить свою творческую активность, самостоятельность в двигательной деятельности, привить интерес к физкультуре, создать эффект психологического комфорта, а также обеспечить выполнение целевых ориентиров, направленных на реализацию преемственности дошкольного и начального общего образования (у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими).
Это позволит воспитателям и учителям создать систему физического воспитания, направленную, на обеспечение оптимальных условий для укрепления здоровья детей и приобщения их к идеям, принципам и ценностям физической культуры, спорта, олимпийского движения.
Библиографический список.
1. Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.
2. Рыбак М. В. Раз, два, три, плыви…Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М., Обруч, 2010.
3. Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду. - М. :Просвещение, 1991.
4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века: Автор-сост. : Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина, АРКТИ, 2003.
5. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками. - «Панорама», 2006.
6. Г. А. Широкова. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Феникс», 2009.
7. Сивачева Л. Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. - СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005.