Ольга Матова
Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81»
«Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников»
(из опыта работы)
Воспитатель:
Матова О. В.
Курск 2015
Публикация «Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.
Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идет слабо и вяло.
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:
- развитие речи и речевого общения;
- развитие пространственного мышления и воображения (календарь,
время);
- развитие логического мышления (классификация, соотношение);
- формирование сенсорной координации и моторики рук (графические
символы, штриховка);
- формирование умения наблюдать, описывать и строить
предположения;
- знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и
миру вещей, созданных человеком;
- воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически
ценных способов общения.
Для развития интеллектуальных способностей детей в условиях детского сада, необходима целенаправленная, систематическая работа, обусловленная:
• наличием предметно-развивающей среды в детском саду и семье;
• потенциальными возможностями ребенка, которые определяются уровнем развития познавательной, исследовательской активности, креативностью, уровнем личностного развития, а также личностными возможностями ребенка;
• уровнем педагогической осведомленности родителей;
• воспитательно-образовательными задачами ДОУ и группы.
Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Я стараюсь использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Предметно- развивающая среда в моей группе организуется на основе следующих принципов:
Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащена наша группа. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
Определяя основную цель своей работы как интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, я придаю особое значение развитию самостоятельности и инициативности каждого ребенка: его способности активно познавать и творчески преобразовывать мир, проявлять свое отношение к нему, быть ответственным за свои действия и суждения.
Я считаю, что успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка. Поэтому в группе мы создали уголок для детского эксперементирования «Почемучка», оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач «Почемучки» - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная деятельность, опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Что положительно сказывается на развитии речи, умение выстраивать сложные предложения, делать выводы. Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это дает возможность выработать у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. Детские вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?» требуют от воспитателей компетентности в различных областях окружающего мира. С самого раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, во всём их многообразии, их свойствами, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества : восприятие, внимание, память; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. способность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; пространственные представления и воображение; способность предвидеть результат своих действий.
Поэтому в группе оформила «Уголок занимательных игр», где подобрала игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития :
в нем настольно-печатные игры, логические задачи, кубики, лабиринты, геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки.
На развитие восприятия применяю такие игры:
«Найди заплатку»;
«Найди такой же предмет»;
«Кто наблюдательнее» (с геометрическими фигурами);
«Сравни предметы»;
«Найди 5 предметов» (определенной формы или цвета);
Еще одним из важнейших свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком.
Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все-таки память – это одно из условий для развития интеллектуальных способностей.
Здесь применяю игры:
«Какой игрушки (или чего-то) не хватает?»;
«Нарисуй узор по памяти»;
«Расставь по памяти»;
«Кто внимательнее?» (читаю стихотворение, короткий рассказ или сказку, дети должны запомнить слова с заданным звуком);
«Продолжай» («Дополни предложение»)
Одной из форм познавательной деятельности является внимание. Для развития внимания уместны игры: «Продолжи ряд»;
«Чудо дерево» (с геометрическими фигурами, буквами, слогами);
«Путаница»
«Лабиринты»
«Кто где спрятался?»;
«Кого сколько?»
«Новоселье» и др.
Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность, они заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.