Оксана Пилюгина
Опыт работы по реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации
казачьего компонента регионального содержания образования детей.
Подготовила: Пилюгина О. Л.,
учитель-логопед МБДОУ детского сада №49 г. Новочеркасска
"Связная речь, — подчеркивал Ф. А. Сохин, — это не просто
последовательность связанных друг с другом мыслей, которые
выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка
в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны,
Публикация «Опыт работы по реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
словарного запаса и грамматического строя".
Актуальность выбранной темы:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования уделяется особое внимание речевому развитию как средству развития общения и культуры. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.
Так же, одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Это обуславливает актуальность построения наиболее эффективной коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым и др.
Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушены внимание и память;
- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
На фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.
особенности связной речи детей с ОНР :
- нарушение связности и последовательности изложения;
- низкая информативность;
- бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка;
- пропуски смысловых звеньев и ошибки;
- повторы слов, паузы по тексту;
- незаконченность смыслового выражения мысли;
- трудности в языковой реализации замысла;
- необходимость в стимулирующей помощи.
Поэтому, учитывая вышеизложенные особенности детей с ОНР, приоритетной формой своей работы я выбрала специальные занятия, которые способствуют более углубленному и качественному усвоению вариативной части программного материала
Одна из основных целей работы ДОУ - формирование начал этнографической культуры дошкольников и реализуется в рамках вариативной части образовательной программы ДОУ. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и педагогами, и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло.
Для развития связной речи я использую упражнения, задания, игры и виды деятельности, заложенные в содержание основной части образовательной программы ДОУ, а для реализации вариативной части программы пользуюсь разработанным и составленным творческой группой ДОУ в которую так же вхожу и я, методическим пособием «Приключение Пыхти и его друзей», познавательный материал которого представлен игровыми заданиями и является дополнением к программе «Донской подсолнушек».
Основной особенностью нашего пособия является форма, в которой оно написано – форма сказки. Это форма, которую дети воспринимают лучше остальных. Так же пособие носит игровой характер, познавательно-речевое развитие в нем проходит через игру.
Содержание нашего пособия соответствует направлениям программы «Донской подсолнушек» :
История донского казачества
Природа Дона
Здоровьесбережение
Творчество донских казаков
Пособие состоит из 9 глав-историй:
Глава 1. История первая, в которой Паша и Даша знакомятся с хомячком Пыхтей
Глава 2. История вторая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с животными Дона.
Глава 3. История третья, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с растениями Дона.
Глава 4. История четвертая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с народными приметами.
Глава 5. История пятая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с реками Дона.
Глава 6. История шестая, в которой Даша и Паша играю в казачьи игры.
Глава 7. История седьмая, в которой Даша и Паша знакомятся с одеждой казаков.
Глава 8. История восьмая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с дедом Щукарем.
Глава 9. История девятая, в которой дед Щукарь знакомит детей с жизнью и бытом казаков.
В соответствие с этими направлениями определилась структура пособия.
Основой каждой главы является история, в которую попадают герои. По содержанию истории они выполняют коррекционные упражнения, направленные на развитие дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики. В каждой главе имеются задания, направленные на совершенствование познавательного и речевого развития.
В содержание пособия включены различные виды работ по связной речи :
— определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы);
— сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам;
— составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке. Это задание позволяет ребенку по следам прочитанного рассказа правильно расположить картинки серии и пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи;
— составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по последовательному картинному плану;
— правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах по опорным карточкам и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям.
Коррекционные упражнения как способы активизации связной речи, являются здоровьесберегающим технологиям и играют важную роль в развитии связной речи дошкольника.
К примеру, физкультурные минутки – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; развивают речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
Дыхательная гимнастика стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет от многих болезней, укрепляет защитные силы организма.
Артикуляционные упражнения - помогают своевременно овладеть правильным звукопроизношением, подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не может.
Упражнения на развитие мелкой моторики - усиливают согласованную деятельность речевых зон и способствуют лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Коррекционные упражнения представлены в стихотворной форме. Многие из них являются моими авторскими материалами.
Результаты:
• дети ознакомились и закрепили знания о казачьем быте;
• научились правильно использовать понятия о предметах казачьей жизни, их признаках и назначении;
• пополнили словарный запас через игру.
По материалам данного пособия были проведены занятия:
«В гостях у тетушки Аксиньи» (ЛТ «Посуда»)
«Нет ближе дружка, чем родная матушка» (городской конкурс)
«Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц» (ЛТ «Зимующие птицы», ГМО)