Елена Шушакова
Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Список ключевых слов: ФГОС; социально – педагогическое партнерство; инновационные активные формы работы с семьей.
Аннотация: В данной статье перед педагогами раскрывается вопрос, Что изменится в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях в связи с введением новых нормативных документов? Приведено определение ключевого понятия, «социальное партнёрство». Раскрыты три направления вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ. Описаны основные принципы партнёрства ДОУ и семьи. Представлены инновационные формы работы с семьями воспитанников ДОУ.
Публикация «Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего «Социально – педагогическое партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования».
Всем известно, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время вводится в систему дошкольного образования.
Наверняка многих педагогов волнует вопрос: «Что изменится в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях в связи с введением новых нормативных документов?»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство».
В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Формирование педагогической компетентности:
2. Формирование мобильности родительской общественности:
3. Формирование авторитетности родительской общественности:
Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам.
В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Поэтому, помимо традиционных, мы используем инновационные активные формы работы с семьей : правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
• Первый принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
• Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
• Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность.
• Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.
5. Открытость.
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Так, 1 направлением нашей работы является
1. Формирование педагогической компетентности:
При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, деловые игры. Например, такие, как «Вернисаж идей и предложений», «Бенефис семейного воспитания». Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.
4. Формирование мобильности родительской общественности:
Творческие мозаики, семейные марафоны театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях,.
Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности.
Формы организации этой деятельности разнообразны : Бенефис семейного воспитания, творческие мастерские, консультации – игротеки.
При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.
5. Формирование авторитетности родительской общественности:
Участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даё т положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно -образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Спасибо за внимание!